Всего в 600 километрах от Москвы успешно развивается один из крупнейших в мире центров современного искусства – парк «Легенда». Как культура становится драйвером развития регионов, где можно найти своё «место силы» и почему за современным искусством будущее – нам рассказал создатель парка – пензенский предприниматель и меценат Константин Волков

Сколько участников приезжает в парк за год?

За те девять лет, что существует парк, на симпозиумах и фестивалях побывали более 500 живописцев и скульпторов примерно из 68 стран мира. В среднем – это 50-60 человек в год.

Международный скульптурный симпозиум традиционно проходит раз в год – весной или осенью. На арт-резиденции участники приезжают постоянно, живут в парке и работают в творческих мастерских от трех недель до нескольких месяцев. Здесь они создают свои новые шедевры.

Главная задача участников здесь – дать волю своему творчеству и фантазии: писать картины и создавать скульптуры, плавить и сваривать металл, экспериментировать с технологиями, вырезать из дерева – да все, что угодно!

После завершения работы они разъезжаются по всему свету, оставив парку «Легенда» и галерее «Арт-Пенза» плоды своего вдохновения. Наиболее выдающихся мастеров назвать сложно, многие из них действительно заслуженные мировые деятели: Сатору Такада, Бату Сихарулидзе, Игорь Тишин, Пьер Карам и другие.

«Биофонтан». Сатору Такада, Япония. Источник: сайт «Легенда: место силы»

И какой конкурс на место?

У нас очень высокий конкурс, я считаю. На некоторые фестивали он достигал более 2500 претендентов на 50 мест, то есть 50 человек на место.

Сколько таких площадок еще существует в мире?

Их примерно восемь. Это Турция, Китай, Саудовская Аравия, Америка, Латинская Америка и несколько в Европе. Основной наш конкурент сегодня – это Китай, который в силу своей общественной организации, в том числе и в искусстве, реализует масштабные государственные проекты. В Китае на государственном уровне любят скульптуру, любят живопись, динамично развивают города и парки и насыщают их произведениями искусства, делая среду обитания человека более комфортной. У нас этого, конечно, не хватает. Тем не менее, мы до сих пор конкурируем с ними.

Посетителей в парк пускаете?

Конечно. Моя основная миссия – сделать скульптурный парк «Легенда» главной достопримечательностью региона.

Сегодня в области есть несколько достопримечательностей, но, на мой взгляд, они несколько сомнительны. Например, музей-заповедник «Тарханы» или Золотарёвское городище, которые напрямую связаны со смертью и захоронениями, как одного человека, так и целого средневекового поселения.

В скульптурном парке «Легенда», наоборот, происходит рождение: многие скульпторы и художники не раз признавались, что создали на Пензенской земле лучшие работы в своей жизни.


Константин Волков о парке «Легенда»

Насколько ваш парк уже известен в России?

«Легенда» – один из самых крупных скульптурных парков мира. Он насчитывает более 300 скульптур и 3000 картин, которые выставлены в галерее «Арт-Пенза». Здесь экспонатов больше, чем в современном отделе Третьяковской галереи на Крымском валу.

Международный скульптурный симпозиум ежегодно проходит под эгидой ЮНЕСКО, а скульптурный парк «Легенда» входит в топ-30 достопримечательностей России.

Несколько лет назад в нашей стране проходил конкурс «Россия 10», где мы боролись наравне с мечетью «Сердце Чечни», Коломенским кремлем и озером Байкал.

В полуфинале мы набрали более полутора миллиона голосов и заняли третье место.

«Пятеро наблюдателей». Марьян Мирт, Хорватия. Источник: сайт «Легенда: место силы»

За девять лет вы прошли большой путь.

Когда в сентябре 2008 года на территорию будущего парка приехала первая группа скульпторов, и открывался первый международный скульптурный симпозиум «Осень. Вдохновение. Пенза», кругом было чистое поле и кипела стройка.

За последовавшие годы для гостей парка мы создали развитую инфраструктуру: номерной фонд, способный одновременно разместить до 600 гостей, детские и спортивные площадки, контактный зоопарк, кафе и ресторан, конференц-залы и творческие мастерские, лучший в области пляж, спа-комплекс, места для отдыха и медитаций и другие объекты.

Вы говорили о том, что туристическая отрасль могла бы стать одной из главных бюджетообразующих в Пензенском регионе?

Совсем недавно для правительства в презентации по развитию туризма в Пензенской области я приводил конкретные цифры. В среднем местный бюджет мог бы дополнительно получать 3,5 млрд. рублей в год за счет въездного туризма в регион, в том числе религиозного, гастрономического, спортивного и, конечно, связанного с посещением объектов, развивающих современное искусство.

«Ворота, мужской торс». Эмил Адамец, Чехия. Источник: сайт «Легенда: место силы»

Каким образом можно заработать эти 3,5 миллиарда?

Известный во всем мире гуру маркетинга Ф.Котлер утверждал, что развитие территории должно осуществляться совместно жителями, бизнес-сообществом и органами управления территорией. А территориальный маркетинг – это маркетинг в интересах территории, ее внутренних и внешних субъектов, во внимании которых она заинтересована.

Маркетинг территории – сегодня это основа для развития бизнеса. Если территория неудобная и неинтересная для бизнеса, развитие экономики становится бесперспективным.

К сожалению, этого не понимают большинство управленцев наших регионов. Они пытаются хаотично то сельское хозяйство поднимать, то промышленность.

Мой подход заключается в том, чтобы изначально делать территорию привлекательной для заработка.


Как сегодня сделать музей, куда не иссякнет поток посетителей. Версия Дмитрия Юсова, успешно трудившегося в сфере продвижения ведущих отечественных музеев


Как в Китае?

Когда в Китае я осматривал скульптурный парк, со мной лично встретился региональный руководитель компартии, который курирует его развитие. В стране понимают роль искусства, гордятся своими достижениями и делают из них достопримечательность национального масштаба.

А чем богаты провинциальные города России? Существует старая половина города с полуразрушенными домами и новая половина с унылыми девятиэтажками из некачественных и неэкологичных материалов, между ними речка и серая набережная. Обязательный атрибут – разбитые дороги и плохое транспортное сообщение.

«Скрытая красота», Юрий Ткаченко, Россия. Источник: сайт «Легенда: место силы»

Ростуризм заявляет о всемерной поддержке внутреннего туризма.

Факты – упрямая вещь! Выездной туризм абсолютно доминирует и над въездным, и над внутренним. Более того, несмотря на все заявления, в 2017 году фактически показатели выездного туризма выросли по сравнению с 2016 годом.

С закрытием Египта туристический поток не хлынул вглубь страны, правда? Не слышал, чтобы санатории Поволжья жаловались на избыточную заполняемость. Жители России просто выбрали для себя другие альтернативные направления: Доминикана, Куба, Тайланд и т.д.

Ростуризму с целью развития на самом деле интересны буквально 3-4 региона страны. Но что делать остальным? Ведь, к сожалению, большинство руководителей провинциальных областей даже знать не хотят, что означает «маркетинг территории».

Московский мэр понимает?

Думаю, в правительстве Москвы это поняли, когда проанализировали динамику туристического потока в Санкт-Петербург.

Для того чтобы процветал туризм необходимы пространства и события: парки отдыха и развлечений, площади, скверы, набережные и пешеходные дорожки; гастрономические и музыкальные фестивали, ярмарки, маскарады, семейные мастер-классы и спортивные соревнования.

Сегодня Москва становится крупным и современным туристическим центром. Построены новые зоны отдыха и парки, а дальше дело за правильно расставленными акцентами. Ведь подобным территориям необходим грамотный ландшафтный дизайн и арт-объекты.

Чтобы туризм развивался в регионах, нужна правильно выстроенная структура взаимодействия власти и бизнеса.

«Дон Кихот и Санчо Панса». Алесь Фалей, Белоруссия. Источник: сайт «Легенда: место силы»

В Пензе такое взаимодействие есть?

С некоторой периодичностью я посещаю заседания по развитию региона, нахожу аудиенции у руководителей областного правительства. Совсем недавно был у одного и них и предлагал продвигать достижения местных художников. Ведь неправильно, когда мы сейчас на личные средства организуем первую выставку в Майами для пензенского художника Дмитрия Жарова, а на его выставку в пензенской галерее никто из официальных лиц города и области не пришел. Договорились, что в дальнейшем будет осуществляться информационная поддержка подобных мероприятий в регионе. Сделать город центром современного искусства только на частные деньги невозможно.

Бизнесу сейчас не до искусства?

Циклы Кондратьева никто не отменял. Так что, вероятно, мы сейчас находимся на пороге его прогнозируемого шестого цикла экономики, который наступит в 2018 году. В подобный период необходимо развивать все свои возможности, создавать запасы, формировать точки роста, чтобы максимально подготовиться к сложностям. Поэтому во время последней встречи в мэрии я предлагал совместно проводить десятый юбилейный скульптурный симпозиум. Это и городу уже интересно, поскольку событие «раскрученное», и мне – потому как финансовая нагрузка становится чрезмерно ощутимой.

«Сила любви». Алессио Ранальди, Италия. Источник: сайт «Легенда: место силы»

Иногда высказываются сомнения в туристической привлекательности современного искусства.

Фотографии, картины, инсталляции, арт-объекты — это и есть современное искусство, которое абсолютно точно интересно молодому и прогрессивному поколению.

В век гаджетов, селфи и сториз все хотят фотографироваться в эксклюзивных местах и рассказывать в социальных сетях об уникальных событиях. А наш парк, галерея, арт-объекты на территории и современная инфраструктура для этого максимально подходят.

Сегодня я с трудом могу затащить своего сына в большинство музеев, так как их содержимое не вызывает у него положительных эмоций. Зато он и друзья охотно посещают, например, парк Горького и Московский музей современного искусства. Вот, что интересно нашему будущему.

Знакомство с современным искусством важно начинать с детства, ведь оно расширяет границы мышления, избавляет от шаблонности и наглядно показывает разные способы передачи чувств и мыслей.


Мы живем в эпоху, когда понятие «красиво» заменило понятие «интересно». Ведущий дизайнер Первого канала Александр Коротич – об искусстве настоящего и будущего

Как работает экономика искусства?

Для того чтобы искусство развивалось, музеи покупают у художника картины и демонстрируют их на выставках, продавая билеты своим посетителям. А художник пишет новые картины, учится, развивает свое мастерство. Если подобных покупок нет, перестает работать экономический движок. Коллекции крупнейших российских галерей по многим причинам не пополнялись уже долгие годы.

А локальных усилий отечественных меценатов и коллекционеров совершенно недостаточно.

Новые микрорайоны не должны приниматься не только без парковок, освещения и ливневой канализации, но и без ландшафтного дизайна, скульптур и инсталляций.

Тогда появляется потребность в художниках, которые смогут реализовать подобные проекты. Но в целом в России внутреннего рынка в сфере искусства нет.

«Ноев ковчег». Сатору Такада, Япония. Источник: сайт «Легенда: место силы»

У вас есть коллекция произведений искусства?

У меня две большие коллекции картин и одна коллекция скульптур. Большинство моих знакомых коллекционеров в разное время по крупицам собирали российский авангард, модерн или еще что-то, исходя из чувства патриотизма. Моя коллекция из 68 стран мира. Это современное интернациональное искусство.

Зачем бизнесмену искусство?

Любой бизнесмен – ярко выраженный левополушарно мыслящий человек. Он логичный, рациональный и все делает исключительно ради выгоды. Вот только по-настоящему счастливым он от этого не становится.

Чтобы быть гармоничным, успешным и жизнерадостным необходимо постоянно развивать правое полушарие и систематически уметь переключаться. Я нашел свое счастье в искусстве, в самых разных его проявлениях.

Я коллекционирую только те картины, которые мне нравятся, потому что действительно получаю удовольствие от их просмотра. За последние десять лет, благодаря искусству и общению с художниками, я полностью поменялся: стал вегетарианцем, выучил английский, начал танцевать сальсу, моя память стала лучше, мыслю образами и принимаю гораздо более рациональные и взвешенные решения.

«Да, поцелуй». Тьерри Ловерс, Бельгия. Источник: сайт «Легенда: место силы»

Вы позиционируете свой парк как место силы, даже как мистическое место.

Так оно и есть! У меня много интересных историй на эту тему.

Индийский художник Баруа Утпал приехал к нам после перенесенного инсульта. Он передвигался на инвалидной коляске, его левая рука совсем не двигалась. Здесь его лечили иглоукалыванием и красотой – из номера художника была видна березовая аллея, зеркальная гладь пруда и загорелые купальщицы на пляже. Из Пензы он уехал уже без инвалидной коляски, рука вновь ожила. Вскоре Баруа Утпал поехал в Пекин и получил там золотую Олимпийскую медаль изобразительных искусств. А его картина с фигурами девушек в красных бикини сейчас в галерее «Арт-Пенза» напоминает всем о свершившемся чуде.

Скульптор Летисия де Базелэр, очаровательная маркиза из Парижа, в Пензе вдруг впервые решила взять в руки кисть. Летисия со своими работами выиграла в двух международных конкурсах! Перемены произошли и с ее творческой манерой – раньше она никогда не работала с листовым металлом и бронзой, а в «Легенде» вдруг рискнула использовать новые материалы. Теперь ее работы – одни из самых любимых у посетителей парка.

У художника Анки Мусат на Чистых прудах тоже случилось озарение. И она придумала свой собственный алфавит, которым покрывает свои работы, и ни на одной из картин ни одна буква не повторяется. Ее «Золотое дерево» – настоящее украшение «Арт-Пензы», а парижские галеристы теперь выстроились в очередь, пытаясь заманить Анку к себе и получить ее работы.

«Дерево жизни», Анка Мусат, Румыния. Источник: сайт Международного культурного симпозиума

В «Легенде» такие чудеса случают часто – мастера открывают в себе новые грани, а скульпторы начинают писать картины.

Кстати, китайцы часто приезжают к нам. Говорят, что в Пензе их работы всегда получаются лучше. Некоторые скульпторы заявляются для участия по второму и третьему разу.

Но я не коллекционирую работы одного автора, поэтому они приезжают уже как гости. Живут, отдыхают, влюбляются и тоже получают от этого удовольствие.

Какие перспективы для своего парка Вы видите?

Для меня это шаг в будущее, в вечность. Думаю, что лет через пятьдесят «Легенду» оценят по достоинству. Парк – это ведь не только скульптуры. Это еще и пруд, сад друзей, пешеходные дорожки, сад камней, родник с артезианской водой, атмосфера, легенды, птицы и многое другое. Я надеюсь, что эта территория станет той российской коллекцией достопримечательностей, которая будет всегда развиваться и пополняться.

Беседовал Евгений Хан


Константин Михайлович Волков

Инженер – строитель, бизнесмен, благотворитель.

Родился 15 октября 1958 года в Пензе.

В 1980 году окончил Пензенский инженерно-строительный институт по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Получил степень «Executive MBA» в Академии народного хозяйства в 2006 году по программе «Корпоративное управление». В 2010 году закончил Высшую школу менеджмента. В 2011 году получил степень доктора делового администрирования (DBA). В 2015 году окончил бизнес школу «Сколково».

В 1995 году основал компанию «Росстрой». С 2004 года занимается строительством и развитием загородных туристических комплексов СОК «Чистые пруды» и ЗК «Волков». В 2006 годуорганизовал в Пензе торговлю строительными и отделочными материалами в новом формате DIY в сети гипермаркетов «Вектор». С 2007 года – управляющий холдингом «Росстрой».

С 2008 года на свои средства начал создавать Скульптурный парк «Легенда» в рамках Международного Скульптурного Симпозиума «Осень. Вдохновение. Пенза». Фестиваль, проходящий под эгидой ЮНЕСКО, разросся, превратив парк «Легенда» в арт-кластер, вошедший в топ рейтинга «Россия-10».

Многократный победитель и лауреат областных конкурсов «Предприниматель года» и «Предприниматель десятилетия». Обладатель памятного знака «За заслуги в развитии г. Пензы» (2010). С 2010 – председатель комитета по предпринимательству Пензенской торгово-промышленной. палаты.