Качество высшего образования напрямую определяет успехи страны. В современном быстроразвивающемся мире добиться создания сильной и успешной высшей школы исключительно силами государства невозможно. Получится ли у России создать гармоничную систему высшего образования, в которой будут сочетаться фундаментальность государственных и мобильность частных вузов

Эволюция во время революции

Советское высшее образование внесло колоссальный вклад в создание одной из ведущих экономик мира. Значительный потенциал оно сохранило даже в трудные 1990-е годы, а в новом тысячелетии постаралось восстановить и развить его.

Для этого государство инициировало создание укрупненных научно-исследовательских вузов, сконцентрировавших лучшие умы и практики. Федеральные и региональные власти способствовали формированию систем, расширяющих возможности обучения и развития как по возрастной вертикали, так и по горизонтальной связи с работодателями. Выпускники вузов, создатели успешных современных бизнесов, все чаще возвращались в родную альма-матер, чтобы внедрять новые формы образования и создавать ориентированные на практические нужды научные кафедры, нередко беря на себя финансирование этих проектов. Да и сами вузы находили те или иные формы для быстрой совместной “обкатки” открытий с частным бизнесом и государственными производственными объединениями.

Ситуация с высшим образованием в России (на 2013 год). Источник: ФОМ

Глядя на эти процессы, можно говорить о том, что высшее образование в нашей стране вполне успешно эволюционирует, а задействованные в этом процессе участники способны обеспечить его развитие в дальнейшем. Однако, дело в том, что темпы мировой технической революции сегодня намного более высоки, чем скорость эволюции отечественных вузов.

Председатель Совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме – 2017 представил результаты расчетов, согласно которым для промышленного рывка России необходимо “порядка 150 университетов, работающих на базе современных методов, сотрудничающих с крупными мировыми центрами по разработке инновационных решений”. Добиться этой цели только за счет государственной поддержки невозможно, особенно в условиях кризиса. Тогда как это сделать?

Негосударственные вузы: мировая практика

Одним из способов быстрого развития высшего образования в мире является поддержка института негосударственных вузов, выполняющих свой социальный заказ. Успешный опыт их развития демонстрируют самые разные страны мира.

Так, в США они заняли нишу элитных учебных заведений, а в Китае и Японии частные вузы, наоборот, были скорее ориентированы на массового потребителя. В этих странах они стали появляться после Второй мировой войны, поскольку огромные массы населения нуждались в образовании. Государство этому процессу активно содействовало, поддерживая частные вузы прямыми и косвенными способами. В арабских странах негосударственные вузы тоже часто поддерживались государством, которое старалось ограничить миграцию молодого населения в западные страны.

Показательна ситуация в Индии, где не без помощи Советского Союза, была создана сеть высококачественных технологических университетов. Но когда в стране начался бум IT-технологий, неповоротливый госаппарат не успел сформировать новых учреждений и Индия успешно справилась с задачей только путем создания системы частных вузов. В итоге, около 60-70% инженерного образования в Индии обеспечивает негосударственный сектор, а индийские программисты востребованы во всем мире – достаточно вспомнить, что Microsoft возглавляет индиец Сатья Наделла, а Google – Сундар Пичаи.

Негосударственные вузы: российская практика

Каково же состояние негосударственной высшей школы в нашей стране?

Согласно данным Минобрнауки в России сегодня 218 негосударственных, аккредитованных для работы со взрослыми обучающимися вузов, в которых учится 270 тыс. студентов. Целевой аудиторией частных вузов остаются россияне – их 93% от общего количества студентов, и они предпочитают обучаться заочно или дистанционно. Только 45 тысяч человек или 17% обучаются очно.

Географически негосударственные вузы в большей степени сконцентрированы в Центральном федеральном округе. Преподавательский состав, который на период составления данных превышал 8,5 тыс. человек, сформирован на 15% из докторов наук, на 61% из кандидатов наук и 34% из доцентов. Чуть более 1% преподавателей – иностранцы.

Поскольку в России не сформировалось государственного запроса на развитие негосударственных вузов, они занимают те ниши, которые им доступны в силу отсутствия интереса крупных федеральных игроков. Старший преподаватель кафедры экономической социологии ВШЭ Иван Павлюткин разделяет существующие частные вузы в России на три типа.

Первый тип он обозначает, как “идейные”. “У этих вузов есть своя миссия, они несут в массы свою идею. Такого рода вузы очень часто готовят по специальностям, которые не являются “продаваемыми”, – не экономика или менеджмент, а скорее история и философия», – говорит Павлюткин и в качестве примера таких вузов приводит Европейский университет в Санкт-Петербурге, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Такие вузы, по информации Павлюткина, финансируются не только за счет платы за обучение студентов, но и за счет благотворительных фондов, добровольных пожертвований.

Второй тип – это “вузы-предприниматели”. Их история связана с перепрофилированием научно-исследовательских институтов в 1990-е годы, ориентированы они на обучение рыночно-востребованным специальностям и за счет этого живут”.

Третий тип вузов Иван Павлюткин называет “беспредельщиками”, которые “торгуют” дипломами, не обеспечивая студентам достаточный для профессионалов уровень образования.

Каково соотношение этих типов вузов на российском рынке образовательных услуг, Павлюткин назвать затруднился.

Системный сбой

То ли в силу значительного присутствия в стране вузов третьей группы, то ли по другим причинам, но сектор негосударственного высшего образования в России оказался под угрозой. Член оргкомитета Общероссийского гражданского форума Влада Муравьева в своей колонке в “Ведомостях” описала результаты анализа данных, полученных от Минобрнауки России.

По ее словам, одной из угроз развитию частных вузов страны является возможность их дискредитации на основе федерального закона об иностранных агентах. Поскольку из 26,5 млрд. руб. оборота негосударственного сектора высшего образования один миллиард рублей – это “иностранные” деньги, которые распылены по большинству частных вузов страны, то вся система негосударственного высшего образования России оказывается в зоне риска. Парадоксальности ситуации добавляет то, что к “иностранным деньгам” относятся даже средства, которые идут в качестве оплаты за обучение иностранных студентов.

Доля граждан с высшим образованием среди населения

По данным Влады Муравьевой, государство уже сегодня по-разному относится к государственным и частным вузам, особенно получившим статус “финансируемых иностранными агентами”. Вопреки декларациям о равенстве, негосударственные вузы чаще подвергаются различным проверкам, чаще рискуют лишиться аккредитации.

При этом наибольшим рискам подвергаются не столько “вузы-беспредельщики”, сколько учебные заведения, что занимающие высокие позиции в российских и международных рейтингах и заслужившие позитивные высказывания Президента страны. Ярким примером является Европейский Университет в Санкт-Петербурге.

Следствием этих мер становится то, что сектор негосударственного высшего образования начинает сам себе устанавливать ограничения и теряет способность выступать драйвером развития страны.