Мы уже писали о том, что демографические перспективы ставят вопрос профессионального переобучения работников ребром. В этой публикации разберемся в том, что уже происходит в этой сфере

Сколько людей вовлечено в переобучение в России?

В России доля занятых, вовлеченных в процесс переобучения, составляет около 13%. В частном секторе она еще ниже, чем в государственном. Расходы предприятий на эти цели составляют около 0,3% от общих затрат на рабочую силу, что серьезно меньше, чем в большинстве европейских стран

Какие отрасли инвестируют в переобучение своих работников охотнее всего?

Согласно исследованиям прибыльные, экспортно-ориентированные, технологически продвинутые с большей вероятностью обучают своих сотрудников и имеют более высокую долю вовлеченных в процесс переобучения.

С большим отрывом лидирует добывающий сектор, в котором обучалось более 26% всего персонала. В обрабатывающих отраслях, где производятся торгуемые товары и который, казалось бы, более чувствителен к конкурентному давлению, охват составил менее 18%.

Можно было бы ожидать повышенных показателей охвата и в бюджетных отраслях, где основные работники обязаны регулярно проходить переобучение и это происходит за государственный счет, однако значения оказываются близкие к средним. Торговля, гостинично-ресторанный бизнес, а также сельское хозяйство наименее активны в этой деятельности.

Оказывает влияние и размер предприятий: доля обучающихся среди крупных работодателей примерно в 1,5 раза выше по сравнению с малым бизнесом. За счет эффекта масштаба крупным фирмам легче организовывать дополнительное обучение своих сотрудников.

Доля обученных работников по видам экономической деятельности, % (Источник:  доклада «Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения», 2017

Кто чаще всего попадает под программы повышения квалификации на российских предприятиях?

Обучение является сильно селективным.

Чем выше образование и квалификация, тем сильнее вовлеченность в процессы обучения и переобучения. Так, если среди работников с полным средним образованием участие в дополнительном обучении принимает каждый двадцатый, а среди работников с высшим образованием – примерно каждый пятый. Если каждый четвертый специалист ежегодно переобучается, то среди рабочих – лишь каждый двадцатый. Тем самым подтверждается известная закономерность о том, что квалификация рождает квалификацию.

Шансы на обучение меняются с возрастом. Максимальный охват наблюдается в группе 25–29 лет, он чуть ниже у тридцатилетних и затем быстро снижается. В старших возрастных группах он минимален. Отчасти это объясняется тем, что работодатели, инвестируя в переобучение, рассчитывают на более длинный период, в течение которого они могут получать отдачу. Кроме того, молодые люди более обучаемы новым технологиям работы.

Так что можно говорить о том, что такое обучение в большей мере ориентировано на квалифицированных работников, занятых на крупных предприятиях, обладателей высшего образования и молодежь.

Каким навыкам и компетенциям обучают работников?

Согласно докладу Всемирного банка, работодатели отмечают существенную нехватку социальных и поведенческих навыков у работников (умение работать с людьми). В том числе отмечается острая нехватка когнитивных навыков высокого порядка — умение решать проблемы, возникающие в ходе работы, планировать и реализовывать ее. Речь идет именно о профессиональных навыках. Если посмотреть в разрезе квалификационных групп, то увидим, что такое обучение ориентировано прежде всего на специалистов, тогда как обучение рабочих направлено на развитие добросовестности.

Удельный вес предприятий, которые обучают своих сотрудников, и доля обученных работников, % (Источник: доклад «Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения», 2017)

Как такой “выборочный” отбор отражается на экономике в целом?

Обучая малое количество сотрудников, работодатель может себе позволить отбирать наиболее способных, обучение которых даст наибольший прирост производительности труда. Такая стратегия отбора имеет выгоды для работодателя, но оказывает негативное влияние на экономику в целом, поскольку те, кто в наибольшей степени нуждается в переобучении, оказываются вне доступа к нему.

Инвестируют ли сами россияне в свое дополнительное профессиональное обучение?

По данным российских исследователей дополнительное профессиональное обучение увеличивает заработную плату работника примерно на 8%. Это объясняет, почему помимо фирм в дополнительное профессиональное обучение инвестируют сами работники. И европейские, и российские работодатели обычно оплачивают только две трети всех затрат на эти цели.

Распределение доли обученных работников по источнику финансирования дополнительного обучения, % (Источник: доклад «Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения», 2017)

80% программ дополнительного профессионального обучения, оплаченного работодателем, направлено на развитие основной специальности. 52% программ дополнительного обучения, оплаченного работником, – на приобретение новой специальности.

От чего зависит инвестируют ли компании в обучение работников?

Имеющиеся факты свидетельствуют о том, что охват обучением российских работников не только ограничен по масштабу, но и сильно селективен. Он концентрируется в избранных видах деятельности, профессиях и демографических группах. Это означает, что вне их охват еще ниже, если не отсутствует вовсе. Те группы, которые в наибольшей степени нуждаются в таком до- или переобучении, оказываются в охваченными им в наименьшей степени.

Охват работников дополнительным обучением по отраслям и категориям, % (Источник: доклад «Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения», 2017

На интенсивность переобучения влияют несколько факторов. Во-первых,

переобучение является дополнением к инвестиционной активности, уровню конкуренции и технологическому обновлению. Их отсутствие в компании делает необязательным дополнительные вложения в человеческий капитал.

Во-вторых, высокий уровень мобильности работников, частая смена работы может также негативно влиять на склонность работодателей к инвестициям такого рода, а российские предприятия отличаются интенсивным оборотом персонала.

Охват работников дополнительным обучением по степени образования, % (Источник: доклад «Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения», 2017

В-третьих, высокая доля работников с третичным образованием делает его отчасти необязательным. Оно дает общие навыки, которые облегчают неформальное обучение, ненаблюдаемое в обследованиях и в статистике.

Низкий технологический уровень производства, слабая конкуренция и высокая мобильность работников снижают стимулы к инвестированию в переобучение.

Как повлияли кризисы на динамику числа переобучающихся?

В периоды экономических рецессий 2009 – 2011 гг. и 2014 – 2016 доля предприятий, предоставляющих обучение своим сотрудникам, сокращалась, но показатели вовлеченности работников в программы дополнительного обучения практически не менялись.


Публикация подготовлена на основе и с использованием диаграмм доклада «Российский рынок труда: тенденции, институты, структурные изменения», 2017

Познакомиться с другими нашими публикациями о российском рынке труда можно здесь.