Сегодня «День ДНК» — праздник, установленный в честь публикации 25 апреля 1953 года в журнале «Nature» трёх статей, посвящённых открытию этой молекулярной структуры. Возможность влиять на код ДНК подарила безграничные возможности генной инженерии и породила множество прикладных проектов. Генетические тесты, клонирование, генномодифицированные продукты и многое-многое другое…

Разумеется, такие сенсационные события десятилетиями вдохновляют кинорежиссёров и вызывают интерес у миллионов зрителей.

В День ДНК мы публикуем подборку наиболее выдающихся и ярких фильмов, связанных с экспериментами над генами и природой человека. Пусть вас не смущает трагический пафос большинства из них. В основе художественного повествования всегда лежит драма или конфликт. Нам кажется гораздо более важным, что на примере этих конфликтов кинематограф подробно рассказывает, в каком направлении движется современная наука и каких открытий нам стоит ждать от неё в будущем.

Пророчества о генной инженерии

Писатели-фантасты предсказали эксперименты с генами задолго до того, как они стали возможны.

Остров доктора Моро

Первым был отец европейской фантастики Герберт Уэллс. В романе «Остров доктора Моро», увидевшем свет в 1896 году, автор описал учёного, который передал человеческие черты (прямохождение, речь) животным разных видов. Уэллс утверждает, что доктору Моро удалось добиться таких результатов благодаря вивисекции, но глубинное скрещивание видовых свойств стало возможным лишь после открытия ДНК.

Например, китайские учёные недавно внедрили человеческие гены 300 молочным коровам, чтобы они давали молоко более близкое по химическому составу грудному человеческому. А американские генетики уже выращивают и продают грэппл – фрукт, который выглядит, как яблоко, со вкусом винограда.

Роман «Остров доктора Моро» экранизировали трижды: в 1932 году Эрл Кентон под названием «Остров потерянных душ», в 1977 году Дон Тейлор и 1996 году Джон Франкенхаймер под его родным именем.

Мы советуем посмотреть последнюю экранизацию 1996 года. Во-первых, в ней доктор Моро в исполнении Марлона Брандо предстаёт уже генным инженером. Во-вторых, фильм претендует на более глубокое, чем первые экранизации, философское осмысление проблемы возможных границ научного познания, конфликта инстинктов и разума в человеке, неизбежности противоречий в отношениях между творениями и их Творцом.

Отдельно нужно отметить, что фильм поднимает проблему конфликта «высокой» и «низовых» культур. Существа, созданные доктором Моро, своим поведением и внешним видом напоминают неандертальцев или жителей полупервобытных закоулков планеты. Казалось бы, белые люди превосходят их своими научными знаниями и способностью к отвлечённым рассуждениям, но в тоже время все эти блага цивилизации приносят жертвам экспериментов Моро только лишь насилие и рабство. Наиболее мудрый из них признаётся в финале: «Мы должны остаться теми, кто мы есть, а не теми, кем пытался сделать нас Отец. Ходить на двух ногах очень тяжело. Может, на четырёх всё-таки лучше».

Правды ради надо сказать, что «Остров доктора Моро» Джона Франкенхаймера провалился в прокате и не получил положительных отзывов кинокритиков. Но всё же у этого фильма есть заметная армия поклонников. Они уверены, что он оказался непонят современникам.

Собачье сердце

Герберту Уэллсу наследовал, а возможно и подражал, великий русский классик Михаил Булгаков.

Мы можем допустить, что Михаил Афанасьевич был знаком с «Островом доктора Моро» по двум причинам: во-первых, в России конца XIX – начала XX века были очень популярны романы Герберта Уэллса, а во-вторых, в повести Булгакова «Роковые яйца» напрямую упоминается этот английский фантаст. Ассистент профессора Персикова, воодушевляя патрона, говорит: «Вы понимаете, Владимир Ипатьевич, герои Уэллса по сравнению с вами просто вздор…».

Профессор Преображенский Булгакова из повести «Собачье сердце», действительно, оказывается удачливее доктора Моро Уэллса. Последнему удавалось привить животным лишь отдельные людские черты, профессор Преображенский создаёт из собаки точную копию человека, передав ей к тому же привычки и устойчивые навыки донора. По версии Булгакова такого эффекта Преображенский добивается благодаря пересадке псу гипофиза и семенных желез умершего человека. Сегодня мы знаем, что индивидуальные различия людей во многом связаны с их ДНК.

Современные ученые утверждают, что такие черты характера человека, как интеллект, азарт, сексуальная ориентация, общительность, любовь к музыке и даже склонность к ожирению определяются во многом его генами.

И всё-таки эксперимент профессора Преображенского оборачивается провалом: по итогам операции добрейший пёс превращается в наглого тунеядца и агрессивного хама Шарикова. Именно благодаря унаследованным от кабацкого балалаечника личным качествам.

Повесть Булгакова дважды экранизировалась: в 1976 году итальянским режиссёром Альбертo Латтуада и 1988 году российским режиссёром Владимиром Бортко. Мы советуем вам посмотреть отечественную экранизацию: именно в ней неспособность улучшить человеческую природу научными методами приобретает черты едкой сатиры над любыми попытками изменить общество путём активных социальных экспериментов.

День триффидов

В 1951 году британский писатель Джон Уиндем опубликовал фантастический роман «День триффидов», который может быть интересен российским читателям ещё и потому, что был переведён на русский язык Аркадием Стругацким.

Роман описывает, как современная цивилизация гибнет из-за странного астрономического явления, разрушительный эффект которого оказался многократно умножен в результате опасных экспериментов учёных и экономистов. Скрестив в лабораториях семена нескольких видов, люди создали триффитов – крупные хищные растения, способные питаться плотью живых существ. Из триффитов можно добывать исключительно ценное масло, поэтому их начинают разводить, соблюдая, казалось бы, все необходимые меры предосторожности. Как только мимо Земли пролетает комета, свет которой вызывает слепоту у каждого, кто её видел, триффиты вырываются на свободу и оказываются хозяевами планеты.

Первые опыты генной трансформации сельскохозяйственных растений были проведены в 1982 году. Сначала они ставились на петунье, через пять лет после этого прошли первые полевые испытания генетически модифицированного помидора, устойчивого к вирусным заболеваниям. С 1996 году началось коммерческое использование генетически модифицированных растений – с тех пор количество сельскохозяйственных площадей, засеваемых “измененной” кукурузой, соей, хлопком выросло в 25 раз.

Роман «День триффидов» экранизировался трижды: в 1962, 1981 и в 2009 годах. Сейчас Майк Ньюэлл – автор фильма «Гарри Поттер и кубок огня» – готовит его новую постановку.

Мы советуем вам посмотреть самый ранний фильм 1962 года, снятый режиссёрами Стивом Секели и Фредди Фрэнсисом. Эта картина считается классикой мирового развлекательного кинематографа и она убедительно показывает, насколько хрупким может оказаться мир людей перед натиском безжалостных и раснодушных сил природы.

Фильмы об экспериментах с ДНК

После открытия ДНК Френсисом Криком и Джеймсом Уотсоном, эта тема стала открыто появляться в мировом кинематографе. Мы отобрали три наиболее показательных, на наш взгляд, фильма, сюжет которых строится вокруг генной инженерии.

Муха

Фильм «Муха», снятый 1986 году режиссёром Дэвидом Кроненбергом, по сей день занимает 42 место в списке 500 лучших фильмов ужасов по версии сайта IMDb (Internet Movie Database). Формально это римейк одноимённой картины, снятой в 1958 году Куртом Нойманном. Но фильм Кроненберга получился гораздо динамичнее, интереснее и глубже.

По сюжету учёный Сет Брандл проводит эксперимент по телепортации, в ходе которого в камере вместе с ним оказывается муха. В итоге гены насекомого и человека оказываются объединены, что приводит к необратимым мутациям организма человека. Интересно, что поначалу Брандл воспринимает свойства, заимствованные у насекомого – силу, выносливость, отсутствие моральных ограничений – как дар и исправление ущербной людской природы.

Генные эксперименты на людях сегодня запрещены, но в 2011 году американские и швейцарские биологи из Федеральной политехнической школы в Лозанне (Швейцария) вывели породу мышей, которые оказались в два раза быстрее и выносливее своих “обычных” родственников и стали менее чувствительными к холоду.

Парк Юрского периода

В 1993 году Стивен Спилберг выпускает на экраны фильм «Парк Юрского периода». По сюжету картины учёные находят ДНК динозавров в комарах, увязнувших в древесной смоле в доисторическое время, и с помощью генных технологий возвращают древних животных к жизни.

При всей внешней невероятности подобной истории, современная наука допускает её гипотетическую возможность. В 2011 году картинка «Парк Юрского периода» даже вошла в список наиболее достоверных научно-фантастических фильмов по версии NASA.

Попытка совместить под одной крышей исследовательский центр и развлекательный парк, показывающий туристам динозавров, оборачивается кровавой катастрофой. Научный прогресс не приводит к улучшению человеческих нравов, и это благое начинание становится жертвой людского коварства и алчности.

Также фильм «Парк Юрского периода» предлагает задуматься зрителям над тем, что эволюционное превосходство, которым обладает человек – не дар, а заслуга, которую он должен быть готов подтвердить в любой момент.

Прометей

В 2012 году режиссёр Ридли Скотт снял фильм «Прометей». Эта картина стала приквелом его более ранних фильмов «Чужой» и «Чужие» и положила начало новой кинематографической серии. В 2017 году в прокат её вторая часть «Чужой: Завет».

По сюжету картины археологи находят на Земле в разных местах и на разных культурных слоях исторических раскопок карту одной звёздной системы. Эксцентричный миллиардер отправляет к ней космическую экспедицию. Прибыв на место, исследователи обнаруживают планету с остатками инопланетян, чей код ДНК практически совпадает с ДНК людей.

Получается, жизнь на Земле возникла благодаря этим существам «Создателям». Но зачем они это сделали? Всегда ли творцом движет благая мотивация и так ли уж неизбежно научное развитие приводит к развитию филантропи? Ридли Скотт даёт на эти вопросы весьма пессимистичные ответы.

Создатели принесли жизнь на Землю в сугубо утилитарных целях, они не планировали заботиться о людях, а наоборот, хотят использовать их в своих дальнейших генетических экспериментах. А вершиной органической эволюции во вселенной оказывается «Чужой» – кровожадный монстр и идеальный убийца.

Теория попадания жизни на Землю изве пока не имеет каких-либо убедительных доказательств. Но с 2016 года NASA проводит эксперименты с ДНК на борту МКС. В числе прочего, учёные наблюдают, к каким изменениям в геноме может привести длительная жизнь в космосе.