Музыка – удивительный вид искусства, который сохраняет очарование для человечества несмотря на то, что семь нот, лежащие в ее основе, остаются неизменными. Зато меняются методы их извлечения и восприятия, становятся другими слушатели и способы доставки к ним музыки.

Много музыки

Музыкальный эксперт Бас Грасмайер в колонке для сайта бизнес-школы RMA говорит, что все изменения, которые произошли с музыкой в XX веке, были связаны с консюмеризмом, масс-медиа и звукозаписью. “Сейчас музыкальная индустрия идет по пути от массовой культуры к структуре “я-медиа”, а возможности ее дальнейшего развития все больше связаны с мобильными и интернет-технологиями, позволяющими каждому отдельному пользователю взаимодействовать с музыкой и влиять на нее”.

Бас Грасмайер

Люди, ищущие новаций, уверены, что будущее за сервисами и приложениями, которые позволят слушать всегда разную музыку, которая подстраивается под множество факторов в зависимости от слушателя. Бас Грасмайер процитировал одного из главных инноваторов эмбиент-музыки Брайана Ино, по совместительству автора приветственной мелодии Windows 95, который еще в 1996 году отметил: “Полагаю, что наши внуки будут смотреть на нас и удивляться: “Вы что, слушали одно и то же по сто раз?”.

Софья Соколова, российский интернет-продюсер, музыкальный журналист и сооснователь проекта “Звуки.ру”, уверена, что в подборе музыки все чаще будет применяться искусственный интеллект. “Например, появятся AI-дискотеки. В создании музыки прорыв произойдет в области звукового дизайна. AI-композитор будет задействован в первую очередь здесь”, – говорит она.

Алгоритмы, разработанные “Яндексом”, тоже пишут собственные вариации произведений. На видео ниже они сгенерировали свое видение музыки Скрябина.

Как алгоритмы Яндекса создали музыку по мотивам Скрябина

Другой пример – создание мобильных сервисов, которые позволяют генерировать музыку. Кинокомпозитор Ханс Циммер создал приложение по мотивам фильма «Начало», в котором попытался выйти за границы аудиозаписи и получить “нечто большее, чем просто трек, который вы загрузили и который всегда останется неизменным”. Смысл этого приложения в том, что оно черпает информацию из окружающего вас мира и трансформирует ее в фантастическую музыку. “Оно словно бы пытается погрузить вас в мифические миры, как, собственно, и происходит в фильме “Начало”.

Ханс Циммер. Музыкальная тема из фильма “Начало”

Мир ремиксов и мэшапов

Адаптирующаяся звуковая дорожка уже стала довольно распространенным явлением для видеоигр. В игровой индустрии она получила название «динамичная музыка», поскольку обычно изменяется в зависимости от позиции игрока. “Музыка стала открыта к экспериментам, которые касаются не только жанров, но и вариаций исполнения одних и тех же композиций, – говорит Бас Грасмайер. – Другим примером музыки, изменяющейся в зависимости от вашего местоположения, является приложение, разработанное для альбома Бьорк Biophilia.


Альбом Bjork “Biophilia”

Оно представляет альбом как 3D-галактику, в которой звезды соответствуют песням, а то, как они звучат, зависит от вашего положения в галактике. Такие записи выпускаются как приложения и генерируют новую версию каждый раз, когда вы их прослушиваете. Это не означает, что треки меняются местами, – обновляются аранжировки и композиция в целом. Например, пластинка Адама Янша Futures EP имеет 1,418,633,882,621,706,240 возможных вариантов, то есть фактически у вас нет шанса послушать запись дважды”.

Генеративная музыка, на самом деле, предшествует современной музыке, уточняет Грасмайер. Тысячелетиями люди пользовались музыкальными подвесками, с помощью ветра создававшими вариативные произведения. Недавно один архитектор сконструировал в Хорватии морской орган: он состоит из мраморных ступеней с трубками, которые выталкивают воздух и производят гармоничные звуки по мере того, как волны врезаются в берег. В Японии, Южной Корее, Дании и США существуют музыкальные дороги: это трассы с углублениями в дорожном покрытии, которые расположены таким образом, что при контакте с движущейся машиной создается впечатление мелодии.

Поющие дороги: как они устроены и как звучат

Совершенно новые жанры рождают возможность сотворчества музыкантов и их фанатов. В музыке результатом такого сотворчества стали мэшапы – неоригинальные музыкальные дорожки, состоящие из двух или нескольких исходных произведений. Благодаря специальным программам мэшапы могут создаваться прямо во время живых выступлений диджеев или музыкантов. Благодаря мэшапам, и многим другим направлениям границы музыкальных жанров сильно размылись, а цифровая музыка становится все более динамичной и “живой”, – добавляет Грасмайер.

Джон Сибрук

Современная культура знакомит нас с парадоксом – музыкант может быть сугубо индивидуален, при этом создание новых композиций становится уделом исключительно коллективного творчества. Джон Сибрук, писатель и журналист New Yorker, уверяет, что сегодня песни перестают быть текстом, сказанным под какую-то музыку, — они становятся музыкой, которая среди прочего содержит какие-то слова. “И это значительное изменение в культуре создания популярных хитов: они больше не принадлежат одному автору”, – говорит автор книги “Машина песен”. – Не думаю, что сейчас есть кто-то, кто пишет популярные песни и сможет получить Нобелевскую премию за вклад в литературу через 50 лет (как Боб Дилан – ред.)”

В мире, где музыка меняется и перемешивается, все сложнее выделить какой-то отдельный жанр и даже предположить, какой из них станет популярнее остальных в будущем. Это хорошо иллюстрирует карта музыкальных предпочтений пользователей сервиса Яндекс.Музыка. Исполнители здесь расположены в соответствии с тем, с какой частотой их произведения были прослушаны и тем, как распределялись их предпочтения между авторами, которых слушали одни и те же пользователи. Можно заметить, что Моцарт здесь соседствует с группой “Кино”, а та, в свою очередь, с американской певицей Рианной.

Сайт Music Timeline расскажет, что чаще всего слушали в разные эпохи

Еще один интересный проект реализовали в Google – он получил название Music Timeline. В его рамках была изучена динамика мировой популярности различных направлений музыки за последние 64 года, полученные с собственного сервиса Google Play Music.

Как можно видеть на рисунке, с годами снижается доля популярности рок-исполнителей за счет прироста активности поп-музыкантов. Растет доля джаза и хип-хопа. А вот альтернатива и метал-рок уступают свои места. Конечно, любое исследование не лишено изъяна – например, в Music Timeline совсем нет классической музыки. Все из-за специфики анализа данных – годы написания классических произведений уходят сильно «влево» и не видимы на графике.

Концерты голограмм и роботов

В будущем претерпит изменения и концертная деятельность артистов и, кажется, оно наступило уже сегодня.

Впервые технология выступлений виртуальных копий артистов была ярко “подана” в ходе вручения премии «Грэмми» в 2006 году. Участники виртуальной группы Gorillaz перешли из своих клипов на сцену с помощью графических двойников. Потом к ним присоединилась тоже голографическая Мадонна.

Однако сегодня “голографические концерты” чаще востребованы для организации выступлений тех артистов, которых уже нет с нами. Например, одним из самых популярных стал концерт в 2012 году голограммы популярного американского рэпера Тупака Шакура, погибшего в 2006 году. Лидер группы Queen Фредди “выступил” на открытии Олимпиады в Лондоне, а в России организовали выступление кумира конца 80-х – начала 90-х годов Виктора Цоя.


Концерт голографического Тупака Шакура на фестивале Coachella стал одним из самых известных голографических концертов на сегодня

Пока голографические “звезды” не получили повсеместного распространения. Первый всплеск интереса угас и остались экономические расчеты, которые не располагают к массовому тиражированию технологии – концерт того же Тупака Шакура обошелся в полмиллиона долларов, которые могут себе позволить раскрученные звезды, а они предпочитают выступать пусть редко, но по-прежнему “живьем”.

Тем не менее, рынок у этой технологии есть. По мнению Софьи Соколовой, со временем музыкальные трансляции и концерты голограмм легендарных артистов в будущем будут занимать более 10% мировых сборов на концертах.

По всей видимости, найдут свою аудиторию и выступления роботов. Одним из самых ярких примеров стала японская группа Z Machines, которая состоит из футуристических роботов, способных играть на гитаре, барабанах и клавишных инструментах лучше, чем любой человек.

Например, шестирукий барабанщик Ашура может играть сразу на 22 барабанах и звучит так, будто на барабанах одновременно играет четыре человека. Маха – это гитарист из металла и проводов, который использует 78 пальцев и 12 медиаторов, что позволяет ему соревноваться с самыми одарёнными гитаристами-людьми; а Космо и вовсе напрямую присоединён к своему синтезатору и выпускает из глаз лазерные лучи.


Концерт Z-Machines

Достаточно лишь тысячи фанатов

Эксперты уверены, что методы монетизации создаваемой музыки также претерпят значительные изменения. Сегодня ключевым каналом дистрибуции музыки окончательно стал цифровой. Согласно исследованиям консалтингового агентства J’son and Partners цифровая музыка составляет около 39% от общей выручки музыкальной индустрии.

Софья Соколова уверена, что стриминг-сервисы продолжат отбирать рынок у носителей (дисков, флэш-накопителей) и окончательно отберут его у музыкального хостинга. “Это поставит под вопрос существование музыкальных радиостанций: им придется осваивать стриминг, где они традиционно не сильны, – говорит она. – А CD станут предметом коллекционирования, – однако, в отличие от винила, нефункциональным. Проигрыватели CD станут кастом-девайсами заоблачной стоимости”.

Как пишет Forbes, сегодня стриминг музыки – это доминирующий канал её потребления, переживающий быстрый рост: до 76% год к году, согласно исследованиям компании Nielsen. Если совокупный доход топ-100 знаменитостей составил $5 млрд за последние 12 месяцев и не изменился по сравнению с предыдущим годом, доходы, полученные напрямую от стриминга, скакнули с $177 млн до $387 млн.

Соня Соколова

Для продвижения стриминговой музыки значительную роль приобретают социальные сети. “Социальные медиа станут новым каналом дистрибуции музыки – и еще одним важным инструментом для ее рекламы”, – отмечает Софья Соколова.

Бас Грасмайер цитирует американского маркетолога Сета Година, который в своей книге “Фиолетовая корова. Сделайте свой бизнес выдающимся” говорит о том, что в эпоху сетей единственный способ выделиться – сделать свою идею исключительной. “Любой успешный продукт должен быть «фиолетовой коровой», которую невозможно не заметить”, – говорится у Година. Главный редактор журнала Wired Кевин Келли считает, что нужно всего 1000 преданных фанатов, с каждого из которых можно брать по 1 или 2 доллара в месяц, чтобы на это можно было жить. Но чтобы это стало возможным, фанатов надо объединить общим интересом и заставить говорить о музыканте.

Музыкальная культура заставляет артистов и их менеджеров искать новые пути взаимодействия через специальные платформы, такие как, например, Boomstarter или KickStarter, и Planeta.Ru, которые ориентированы на привлечение финансирование креативных проектов через краудфандинг. Они предлагают артистам продать своим поклонникам модель продукта и личный опыт – возможность посетить камерный концерт, принять участие в съемке клипа и т.д. Однако, продавая таким образом плоды своего творчества, артисты могут получить как больше того, что изначально планировали, так и попасть в ситуацию, когда они потеряют деньги.

Вот такое веселое, “смиксованное” музыкальное будущее ждет нас в ближайшее время. А вы готовы скинуться в краудфандинговом сервисе за билет на концерт голограммы поющего робота из Японии?


Заглавная иллюстрация: Albiona “Music”