Современные технологии меняют окружающий мир с головокружительной скоростью. Еще недавно все говорили о “смерти” печатных СМИ, а сегодня – уже о том как уйдут в прошлое новостные сайты и странички офлайн-изданий, уступая место новым форматам

Пять идей об интернете будущего (и его медиасегменте)

Дмитрий Гришин, сооснователь и генеральный директор одного из крупнейших российских интернет-холдингов Mail.Ru Group поделился с РБК своими идеями относительного будущего интернета. Эти идеи говорят многое и о будущем онлайн-СМИ.

Дмитрий Гришин, соучредитель, главный исполнительный директор и глава совета директоров Mail.ru Group

1. Текста станет меньше

Общение при помощи текста и между собой, и с устройствами – для человека в принципе неестественно. Произносить слова гораздо проще, чем печатать их. Когда спорят, как в будущем изменятся наши смартфоны – станут гибкими, прозрачными, модульными, я думаю: может, они просто исчезнут? Вместо них будут очки или наушник. «Лицом» всех умных устройств станет персональный помощник – некий аналог Siri, несоизмеримо более умелый и способный.

Комментарий: Подкастовая (в виде звуковых программ) подача информации уже давно вошла в нашу жизнь. Мы писали о будущем радио и именно контент, который транслируется “между песнями” – главный шанс для развития классических медиаформатов в мире победившего веба.

2. Персональный помощник для каждого

Персональный помощник будет работать и в обратном направлении: от вас – к вебу и устройствам. Нейронные сети будут понимать, что вам интересно, и отфильтровывать ненужное. Это немного снизит уровень информационного шума вокруг нас, упростит жизнь. Если известно, например, что бальные танцы вас не интересуют, этот пласт информации будет минимизироваться.

Комментарий: Виртуальный секретарь составит для вас ту утреннюю газету, которую вы прочтете “от корки до корки”. Впрочем, это совсем не технология будущего – подписочные и рекомендательные медиасервисы успешно делают это уже много лет.

3. Персонифицированный интернет

Уже сейчас мы получаем разные ссылки в ответ на один и тот же запрос в поисковиках, разную ленту в соцсетях, даже если подписаны на одни и те же страницы. Это – персонификация интернета. Она продолжится. Со временем интеллектуальные системы научатся предугадывать интерес пользователя еще до того, как он осознает его сам. В таком высоко адаптированном вебе есть как минимум одна проблема: контент, не отвечающий интересам пользователя, превратится в «темную материю». Стенки информационного пузыря станут крайне плотными.

Комментарий: В продолжение предыдущего тезиса. Вы сможете полностью заблокировать негативные новости о катастрофах, терактах или преступлениях. Но станет ли их от этого меньше?

4. Умные вещи, умный мир

Интернет перестанет быть площадкой, где общаются только люди. Множество датчиков и умных устройств начнут обмениваться друг с другом данными. Умных устройств в интернете станет больше, чем людей. Интернет вещей избавит город от пробок: беспилотные автомобили будут получать друг от друга информацию и рассчитывать оптимальный маршрут для миллионов пассажиров.

Комментарий: Новости станут писать роботы. Они и сейчас готовят спортивные подборки, но когда дежурный дрон с камерой в первые же минуты после какого-либо происшествия окажется на его месте – это станет вызовом всем репортажным журналистам.

5. Проблема приватности

Есть распространенное мнение, что в будущем все будут знать всё обо всех. Доступной информации о каждом человеке станет в разы больше. С помощью технологий дополненной реальности мы сможем узнать любые подробности о любом прохожем, не вступая с ним в контакт. В ситуации, когда искусственный интеллект много знает о человеке, есть множество позитивных возможностей. Например, зная все о вашем здоровье, система поймет, когда вам нужно принять лекарства или вызовет скорую, если дела совсем плохи.

Комментарий: Вопрос, скорее, этический. Доступ к любым данным дает уникальный шанс жанру журналистского расследования, но насколько оно будет корректно?

Я думаю, законодатели и общество будут искать баланс между полезностью и опасностью технологий. И лично я верю, что он будет найден.


Пять претендентов на медиа будущего

Эксперименты с медиа всегда рискованны – современная аудитория избалована объемами информации и заинтересовать ее новыми проектами очень сложно. Тем более, когда формат еще не определен. И, тем не менее, примеров успешных инновационных СМИ довольно много. Журналисты The Village собрали пять примеров, которые демонстрируют, какими могут быть медиа будущего.

Symbolia

Журналисты Ирин Полгрин и Джойс Райс всегда были фанатами комиксов и решили объединить свою профессию и хобби – взялись за разработку журнала для планшетов Symbolia, который бы публиковал репортажи и статьи в виде комиксов. «Сразу стало понятно, что комиксы — это подходящий способ рассказать историю со множеством деталей. C помощью рисунка они воспринимаются легче», — рассказывает Ирин Полгрин. В Symbolia берутся за самые разные темы: экономика, внешняя политика, культура.

2. NowThis News

Медиапроект NowThis News специализируется на создании видеосюжетов для социальных сетей. Штат из 40 человек ежедневно выпускает 18-25 видеоновостей на актуальные темы. Каждая из них длится не более трёх минут. Редакторы следят за тем, чтобы они обладали высокой виральностью: им важно собирать ретвиты и лайки.

Модель монетизации для СМИ стандартная: в конце спонсорcких роликов идёт небольшая реклама. Сейчас их видео просматривают на YouTube по 20 млн раз в месяц.

3. GiveMeSport

Британская компания Sports New Media помогает вести Facebook футболистам и разным спортивным брендам. Но в феврале 2013 года она запустила собственное СМИ – спортивный портал GiveMeSport. Его особенность в том, что авторам не платят ни цента. Компания сотрудничает с вузами Великобритании и привлекает второкурсников и третьекурсников журфаков. Так, утверждают в компании, молодым авторам помогают войти в мир профессиональной журналистики.

4. Matter

Проект двух калифорнийских журналистов, которым удалось убедить десятки тысяч людей, что они знают, каким должно быть медиа будущего. В начале 2012 года они вышли на Kickstarter с идей создания ультракачественного издания о науке и технологиях. Чтобы в статьи не попадали неточности и вся информация была проверенной, они пообещали выпускать всего одну статью в неделю. Они привлекли журналистов из The New York Times, The Guardian, The Atlantic, Economist и Wired. Обещания фактчекинга и отсутствия рекламы сделали своё дело: парни собрали на развитие проекта более $140 000 при изначально планировавшихся $50 000.

5. Spot.us

Дэвид Кон из Сан-Франциско уверен, что будущее журналистики – за краудфандингом. В его проекте читатели пишут о темах, которые им интересны, и сколько они готовы заплатить за статью. Потом находится журналист, который готов заняться этим, и начинается сбор средств. Обычно один человек вкладывает в статью от $25 до $100. В неделю выходит от двух до четырёх статей. Если автор исчез до того, как сдал текст, деньги возвращаются читателям. Дэвид Кон гордится успехами Spot.us: статья про загрязнение Тихого океана была перепечатана в The New York Times. А к неудачным материалам он относится философски: «Скучные и однобокие статьи бывают везде».


Пять мнений, какими будут онлайн-журналисты будущего

Новые технологии и новые модели потребления информационного контента не могут не сказаться на роли людей в этой отрасли. Портал “Медиакритика” собрал мнения экспертов, которые высказали свои мнения о том, как предстоит измениться журналистике

1. Игорь Щеголев, помощник Президента России, в 2008 – 2010 годах бывший министром связи и массовых коммуникаций России, считает, что медиасреда идет к модели формирования персонального информационного поля: “Раньше в силу того, что СМИ должны были конкурировать между собой, их было не так много, они с разных сторон описывали одни и те же явления. Сейчас, когда у каждого появится своя ниша, каждый будет очень глубоко погружаться в нее и терять связь со всем остальным. Роль журналиста радикально поменяется”.

2. Главный редактор Guardian News & Media Алан Расбриджер уверен, что для успеха СМИ в современных условиях нужны два равно важных компонента. Первый – профессиональные журналисты, способные получить эксклюзивную информацию, второй – участие аудитории в развитии СМИ. «Если вы добьетесь того, что ваш журналист является единственным, кто передает ту или иную информацию, то ваше СМИ сможет выжить в современных условиях. Наша аудитория – 50 млн человек в месяц, она прирастает на 40% в год. Мы признаем, что если выходить за пределы журналистики, то важно, чтобы аудитория участвовала в этом».

3. Иван Засурский, завкафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ, главный редактор сайта «Частный корреспондент»: «Особенность того, что люди приходят в соцсети, состоит в том, что возникает информационная война всех против всех, в которой представители разных групп больше заинтересованы в подчеркивании лояльности своей группе, сообществу, а не поиску общих точек соприкосновения. Основной формой коммуникации становится информационный конфликт – люди ругаются в комментариях, не соглашаются. Поэтому сейчас происходит трансформация журналиста от информатора к коммуникатору. Происходит фрагментация аудитории на различные группы, комьюнити, которые не пересекаются. И задачей медиа становится создать ту платформу, на которой хотя бы в зрелищно-конфликтной форме эти противоречия могут драматургическим образом сложиться в какую-то общую судьбу».

4. Журналист Артем Захарченко, автор практического учебного пособия по интернет-журналистике, считает, что придут совершенно новые медиа, которые будут связаны с технологиями дополненной реальности. Уйдут в небытие медиа, не создающие уникального дизайна для каждой публикуемой статьи. Сюда же можно отнести возникновение своеобразного микровидеоблогинга. Пользователи уже не будут смотреть новостные видео по две-три минуты, как мы это делаем сейчас. Специальная программа будет одну за другой демонстрировать разные записи длительностью до 14 секунд, склеивая их красивыми перебивками. Это будет похоже на анонс выпуска теленовостей.

5. На самом деле, новые медиа уже активно вошли в нашу жизнь – Google, Twitter и Instagram формируют собственные ленты новостей, создавая максимально индивидуализированные СМИ для каждого. Гендиректор Instagram Кевин Систром, отмечает, что повсеместно распространившиеся смартфоны с камерами кардинально изменили сам процесс работы медиа. “Люди жаждут узнать то, что происходит в мире прямо сейчас. И социальные медиа, и обычные СМИ борются за одно и то же – время, за которое они смогут донести срочные новости до пользователя. Я могу получить самую полную информацию с помощью фотографий пользователей с места событий».