«Наша жизнь — путешествие. Его цель полностью узнаётся лишь по прибытии. Быть прагматичным — значит находить техники приближения к цели». Азы прагматизма от философа Брайана Массуми – профессора университета Монреаля, исследователя концепции открытой сети (ризомы), теоретика спекулятивного прагматизма.

Американский философ Уильям Джеймс — первый философ-прагматист начала XX века. Он объяснял новую философию в терминах путешествия.
 
Мы все куда-то направляемся, мы всегда в пути. Наше движение в каждый момент направлено к тому, что его завершает, или к тому, что Джеймс называл «цель» (terminus). Однако в пути цель вовсе не всегда очевидна.
 
В действительности, говорил Джеймс, цель определяется и узнаётся только по прибытии. А пока мы находимся в пути, определено только стремление движения к цели.
 
Быть прагматичным — значит находить способы, техники приближения к цели. Но это приближение никогда не линейно.
 
Всегда есть другие стремления, направленные к другим целям, и каждый шаг — это продвижение в море стремлений, накладывающихся друг на друга или, возможно, вступающих друг с другом в резонанс.
 
Наша жизнь, писал Джеймс, как гребень надвигающейся волны. Как волна, мы продвигаемся вперед, только закручиваясь в море стремлений с каждым нашим шагом и снова поднимаясь для следующего, отвечая очередному импульсу нашего существования. Этот импульс часто неожидан, и зависит от навигационных условий, в которых сказывается каждый шаг. Когда потоки стремлений накладываются друг на друга или отступает волна, может произойти странная вещь: может возникнуть совершенно новая цель. Импульс обретает новое стремление. Этому будет соответствовать изобретение того, что будет узнано по прибытии.
 
Изобретение известного — вот определение спекулятивной деятельности.
 
По Джеймсу, спекулятивное погружено в нашу повседневную жизнь, неотделимое от техник, которые мы используем для того, чтобы двигаться вперед в ее переменчивых водах — тем более что, как говорит Джеймс, «в девяносто девяти случаях из ста» цель не достигается, оставаясь «виртуальной». Иными словами, все, что есть, это путешествие, спекулятивно изобретающее свое собственное направление, в продвижении вперед, взбираясь время от времени на гребень волны жизненного моря, разбираясь со сплетением стремлений, к которому оно всегда готово добавить вновь изобретенное.
 
Прагматически, говорит Джеймс, «мы живем нашими спекулятивными инвестициями».
 
Каждый конкретный шаг, который мы предпринимаем, — это не просто действие, это активное размышление: спекуляция в действии, с возможностью изобретения новых направлений, в движении настолько же настроенном на виртуальное, на то, что пока неизвестно или не существует, насколько оно сплетается с определенностью жизненного импульса в этот момент. Вот это я и имею в виду, когда говорю о спекулятивном прагматизме: ростки будущего — на каждом шагу, но это вовсе не означает, что будущее просто ожидает нас.
 
Будущее нужно активно изобретать, и самыми прагматичными средствами.


Читайте также на нашем сайте – советы Папы Римского о том, как построить счастливое и самодостаточное будущее


Брайан Массуми

Родился в 1956 году. Канадский социальный теоретик, писатель и философ. Исследования Масуми охватывают искусство, архитектуру, политическую теорию, культурологию и философию. Широко известен своими переводами на английский французской философии, в том числе «Состояния постмодерна» Жана-Франсуа Лиотара (с Джеффри Беннингтоном), Жиля Делеза и Феликса Гваттари.