В будущем сфера туризма может измениться до неузнаваемости: большинство туристов предпочтут пляжному отдыху подводные исследования, горные восхождения и полеты в космос. Для тех, кто опасается покидать привычное окружение из-за угроз терроризма и катаклизмов, появятся интерактивные виртуальные туры

По данным Всемирной туристской организации ООН (UNWTO, ЮНВТО) туризм уже сегодня составляет 10% мирового ВВП с оборотом 1,5 трлн. долларов в год. По их данным, каждый одиннадцатый человек в мире работает в сфере туризма.

Инфографика ЮНВТО “Почему туризм важен” Источник: сайт ЮНВТО

По мнению британского социолога Зигмунда Баумана, современный глобализированный мир – это результат проявления желаний туристов. Глобальное мировое пространство – среда их обитания, в которой все приспособлено к их нуждам. Желание приобретать, собирать материальные богатства вытесняется желанием новых впечатлений.

Известные футурологи Джон Найсбитт и Герман Кан говорят, что в XXI веке индустрия путешествий и туризма продолжит развитие и станет одной из трех важнейших движущих сил в обслуживающем секторе мировой экономики (наряду с телекоммуникациями и информационными технологиями).

Профессор Татьяна Черняева из ВШЭ в 2009 году провела расчеты, согласно которым, к 2020 году число туристов во всем мире составит более 1,5 млрд человек (для сравнения – в 1999 году их было 657 млн.). По ее мнению, туризм станет основным видом потребления, в том числе и благодаря формированию «туристической зависимости».

Насколько исполнимы эти прогнозы? По данным ЮНВТО в 2016 году количество «международных туристских прибытий» достигло 1,235 млрд. Так что Татьяна Черняева была, скорее всего, права, предположив, что к 2020 году их будет полтора миллиарда.

А пока мы предлагаем вам познакомиться с тем, что предлагают туристам будущего изобретатели. Naked Science, с оптимистичными и пессимистичными прогнозами которого мы уже знакомили вас недавно, представил 5 технологий, которые, по мнению авторов издания, полностью изменят туриндустрию будущего:

1. Джет-паки и реактивные ранцы

Тысячи туристов мечтают взглянуть на привычные достопримечательности с высоты птичьего полета и не через объектив камеры квадрокоптера. И эта высота достижима, если вы воспользуетесь джет-паком от новозеландской компании Martin Aircraft.


Тестовый полет джет-пака от Martin Aircraft

Martin Jetpack станет первым персональным летательным аппаратом, который будет выпускаться серийно. Предполагаемая цена изделия составляет 200 тысяч долларов. Продажа частным лицам запланирована на конец 2017 года. С таким аппаратом вы сможете спуститься и полетать внутри Гранд-Каньона, пролететь вдоль Ниагарского водопада или облететь вокруг Статуи Свободы.  К слову, такой тестовый полет в прошлом году провела компания JetPack Aviation, разрабатывающая реактивный ранец JB-9, оснащенный двумя газотурбинными двигателями.

2. Туристические подводные лодки

Туристические подводные лодки, большие и малые, для групповых туров и для. Основные производители экскурсионных лодок – канадская компания Atlantis Submarines и финская Mobimar. Туристическая подлодка отечественного производства «Садко», выпущенная ЦКБ «Рубин» в 1997 году, катает туристов у побережья Ларнаки (Кипр).

Салон туристической подводной лодки “Садко”. Источник: сайт ЦКБ “Рубин”

Все говорит о том, что этот сектор туристического бизнеса будет только развиваться. В подводном мире есть что посмотреть. Если сейчас такие аппараты в основном плавают вдоль берегов, то завтра они позволят отправиться в длительные океанские круизы, предлагая по пути понаблюдать за миграциями синих китов, проплыть вдоль Гольфстрима, спуститься к месту гибели Титаника или даже в Марианскую впадину.

3. Роботы-путешественники

Робот телеприсутствия. Источник: сайт RoboTrends

Не всегда хочется заморачиваться с долгими перелетами и оформлением загранпаспортов. Вот было бы хорошо прийти вечером после работы домой и оказаться, например, на знаменитом парижском бульваре Сен-Жермен или на Марсовом поле. Набор технологий, позволяющих человеку наблюдать за вещами и событиями в месте отличном от его физического местоположения, а также воздействовать на них, называется технологией телеприсутствия.

Достигается эффект присутствия в другом месте с помощью специальных устройств: управляемых роботов, находящихся в интересующем пользователя месте, и терминала – это может быть монитор компьютера, планшет или шлем виртуальной реальности. Сегодня роботы телеприсутствия уже используются. Таких роботов производит множество отечественных и зарубежных компаний. Их уже используют для посещения выставок, присутствия на конференциях, в том числе в качестве выступающего. Если человек заболел и не может выйти из дома, с помощью робота можно «прийти» на работу или в учебное заведение. Скоро технология придет и в туристический бизнес.

4. Путешествия в стратосферу

Мечтаете о полете в космос, но пока не можете себе это позволить? Не только вы. Пока космические путешествия не станут реальностью, относительно дешевой альтернативой могут стать полеты в стратосферу. Невесомости здесь еще нет, но основная масса атмосферного воздуха осталась внизу, поэтому небо практически черное, как в космосе, и звезды видны даже днем. Американская компания World View Enterprises планирует отправлять туристов в стратосферу в капсуле, которая будет подниматься на воздушном шаре на высоту около 32 км над уровнем моря.


Промо-ролик World View Enterprises (доступны русские субтитры)

Здесь уже практически не летают самолеты, авиатрассы и облака, за исключением очень редких – серебристых, остались внизу. В остальном виды вполне космические. К слову сказать, озоновый слой, о котором так пекутся экологи, находится именно в стратосфере. В октябре прошлого года компания успешно испытала уменьшенную копию туристической капсулы, на этот год запланированы испытания с полноразмерной капсулой, а в следующем году в стратосферу отправятся первые туристы. Озвученная цена билета – 75 тысяч долларов США.

5. Космический туризм

Самый, наверное, вожделенный вид путешествий, остающийся пока уделом избранных. Но рано или поздно космический туризм станет реальностью. Для тех, кто ограничен в средствах, придумали бюджетные суборбитальные полеты в космос, где за 15 минут можно успеть очароваться неземными видами и почувствовать невесомость. Для тех, кто хочет побывать в космосе «по-серьезному», рассмотреть Землю подробно и увидеть Солнце на фоне звездного неба, предложат полеты на орбиту.

Blue Origin – аэрокосмическая компания, принадлежащая владельцу Amazon Джеффу Безосу. Основное направление работы – многоразовые суборбитальные корабли. Первый пилотируемый полет Blue Origin планирует совершить в 2018 году. Кроме Blue Origin серьезную ставку на суборбитальный космический туризм делает и Virgin Galactic Ричарда Брэнсона. Компания известна своими суборбитальными космическими кораблями SpaceShipOne и SpaceShipTwo.


Многоразовый суборбитальный комплекс “Космокурс”. Источник: сайт “Космокурс”

Россия как пионер космического туризма не отстает – мы уже писали в День космонавтики о российском стартапе «Космокурс». Сейчас компания работает над многоразовым космическим носителем. Создать его в России – это полностью реализуемо, уверены в «Космокурсе»: «Первый туристический полет на многоразовом носителе планируем на 2021 год, а реальные – на 2020-й. Первоначально они будут беспилотными, а потом, может быть, с космонавтами-испытателями. Осуществлять пуски планируем в основном с Байконура». Проект стоит $150 млн, и окупать эти деньги будем около 10 лет. Но, если государство даст нам эту сумму, проект позволит вернуть инвестиции за три года». Цена за полет составит 250 тыс. долларов. В год планируется запускать по 700 человек, осуществлять по два пуска в неделю, в общей сложности около 120 пусков.

Вот такие удивительные вещи могут стать реальностью для туристов уже в самом ближайшем будущем. Впрочем, главное не забывать о том, что каждому человеку нужен отдых, ведь, как мы уже выяснили, многие наши соотечественники предпочитают отказывать себе в отпуске. А где он пройдет: на пляже или в космосе – уже не так важно.