Акселератор Уральского Федерального Университета – это деловая программа, которая обеспечивает ускоренное развитие бизнес-проектов (стартапов)  различной направленности на любых стадиях развития. Длительность акселератора составляет 3 месяца. Участники акселерационной программы получают профессиональную оценку своих бизнес-моделей и технологических разработок, экспертную поддержку, возможность встретиться с инвесторами и заключить контракт, тренинги и мастер-классы от ведущих специалистов в области финансов, маркетинга, патентования. Наш сегодняшний собеседник – руководитель Акселератора УрФУ Нина Феодосиади

Как пришла в голову идея, чтобы сделать такую вещь, как Акселератор?

Идея пришла в голову, наверное, сразу многим людям. Этот формат не нов – существовал и существует в мире. Всё началось с IT, самого быстро развивающегося направления, когда появился человек в Центре трансфера, который занимал должность менеджера в IT-направлении в 2014 году, когда я еще не работала здесь. Этот формат Акселератора показался одним из подходящих для активной и быстрой работы с проектами, он давал возможность связывать проекты с внешними партнерами и налаживать коммуникации.

Этот формат в корне отличается от стандартных образовательных программ обучения и от различных бизнес-тренингов. Он подразумевает самостоятельную работу проектов: даётся минимум контента, связанного с образовательной стороной мероприятия и максимум индивидуального контента, который вырабатывается совместно с трекерами и экспертами. Их, конечно, организует сам Акселератор и находит извне. Формируются задания. Проекты в ускоренном режиме должны их отрабатывать. Таким образом, образовывается некий бизнес-подход к инновационным технологиям, когда отрабатывается бизнес-модель и сразу всё проверяется на практике: реальными интервью с реальными респондентами или с реальными потребителями будущей продукции.

В таком формате Акселератор стал работать в 2014 году. Тогда он назывался IT-Акселератор УрФУ, который содержал всего одно направление. Собирались заявки со студентов, сотрудников Университета. В результате, вышел первый выпуск в феврале 2015 года – так началась работа.

Потом, когда я пришла и увидела результаты IT-направления, мы стали делать такой же Акселератор, но только по тяжелым технологическим проектам. Фактически работа распалась на два отдельных направления: IT и технологический Акселератор. IT – более быстрый, у людей другой склад ума. Продукт легко проверить. В технологических проектах всё сложнее: проверить быстро нельзя.

А можно пример?

В первом технологическом Акселераторе у нас был проект, связанный с пластинами с СВС (самораспространяющийся высокотемпературный синтез), в результате которого получается очень прочный износостойкий спрессованный материал. Этот материал можно использовать для защиты различных изделий, которые подвержены износу, например, во время горно-обогатительных работ. Технология производства ясна, но, во-первых, потребители тяжелые, во-вторых, самому проекту нужно сначала сделать этот продукт, наштамповать его в достаточном количестве. Далее нужно провести испытания, которые, кстати, должны разрешить, подтвердить и т.д. В общем, процесс достаточно долгий.

В прошлом году мы решили, что это неправильно – делать единый бренд на разные треки. В этом году у нас есть уже и медицинские, и IT, и инженерные, и связанные с радиотехникой проекты. Таким образом, у нас появляются разные треки, различные партнеры, и получается особенный подход к каждому направлению.

Кто может быть участником?

Любые проекты, которые успели подать заявку и прошли конкурсный отбор. Мы активно пользуемся социальными сетями, у нас есть рассылка, также все новости можно посмотреть на сайте. Помимо этого у нас есть Календарус, который мы запустили с нашими партнерами из ФРИИ [Фонд развития интернет-инициатив – ред.] и Иннопорта [Школа технологического предпринимательства – ред.]. Этот проект направлен на информирование старт-ап сообществ. К тому же нам помогает в этом направлении Университет [УРФУ – ред.].

Области обучения на примере федерального акселератор технологических стартапов. (Источник – generation-startup.ru)

Есть ли потенциальные направления, за которые хотелось бы взяться?

Нам очень интересно, и у нас даже уже был один проект, связанный с нейро-маркетингом. Он был в предыдущем Акселераторе. Но пока эта сфера остается только интересной: непонятно, как с ней работать, так как она находится на стыке двух направлений, и неясно, как подобные проекты коммерциализируются. Когда мы выходим на маркетинговые агентства, получаем обратную связь, говорящую о неготовности к этому продукту. Хотя он очень интересный. Это направление активно развивается – появляются нейро-интерфейсы и т.д. Таким образом, нашей задачей является как раз внедрение этих тенденций. Хотелось бы заняться нейронет-проектами. Мы постепенно будем настраивать Акселератор на формат национально-технологической инициативы под заданные направления, под те рынки, так скажем. Думаю, к следующему году Акселератор будет переформатирован.

Каким Вы видите будущее образования?

Очень много думаем на эту тему. Как сделать так, чтобы люди, выходя из университета, обладали портфолио, опытом, а не просто широким объемом знаний (которые с каждым годом устаревают, и в конечном итоге их невозможно применить). Выпускник университета оказывается просто профнепригодным. Работодателю приходится учить его всему. Единственное плюс, который у него может быть – умение схватывать все на лету, быстро и качественно анализировать полученную информацию. Эта проблема была всегда: знания устаревают, текущие преподаватели живут в старой «платформе», то, что они преподают, уже не актуально, те форматы, в которых они преподают, уже не актуальны, потому что есть другие быстрые каналы получения более свежей информации.

На мой взгляд, что должно остаться в образовании – сила личности носителя знаний и идеи, преподавателя. Ведь всё идёт от человека. Это учитель, который заражает интересом и передаёт свои идеи, видение и понимание, не просто знания. Такие люди должны быть в образовательной среде. Это первое. Второе: проектная деятельность должна идти со школы. Школьникам в виде небольших образовательных проектов даются задания. Таким образом, студент уже с первого курса будет способен решать реальные бизнес-задачи, практика не будет оторвана от университета. Но изучать нужно не давно минувшие явления – разве что в формате истории это может быть интересно. Нужно подходить к проектам с практической точки зрения.

Человек должен уметь ставить перед собой новые задачи – они могут быть исследовательскими, практическими, или организационными – и знать, как добыть информацию, проанализировать её, обобщить, как связаться с другими людьми, выстроить коммуникации. И так добиться результата, который или получится, или не получится. Но он должен его зафиксировать. Нужно, чтобы такую деятельность оценивал реальный мир, чтобы у этого мероприятия был заказчик. И сейчас мы выстраиваем в Университете историю, когда студент, начиная с первого курса, занимается такой деятельностью.

Он может выбрать направление своего проекта, группы людей, с которыми он будет взаимодействовать. Будет методологическая помощь, будет фундаментальный подход к деятельности. Такая работа должна быть внутри университета. Поэтому Акселератор в виде дополнительного проектного обучения предлагает студентам такую возможность: воплотить идею в жизнь. Вот вам реальные предприниматели, реальные эксперты, вот наша поддержка при выходе на рынок для выстраивания коммуникаций, вот базовые знания.

Как в Акселераторе могут найти себя гуманитарные специальности?

У нас как раз то место, где люди с гуманитарным складом ума и способностями к познанию мира, могут найти себе применение в проектах, которые делают инженеры и «айтишники», сфера которых никак не относится к гуманитарным наукам. Есть люди, которые умеют считать, делать, организовывать, а есть люди, которые умеют об этом рассказывать, общаться с людьми, которым такая часть работы нравится. Проект не может быть однобоким. Всё равно задача деятельности – помочь людям, организациям, и это не сделать без коммуникаций, без гуманитарного подхода.

Какое слово у Вас ассоциируется с будущим? Какой будет мир в будущем?

Стремительное. Изменяющееся. Разнообразное. Насыщенное. Несущее информационную ценность. Умение выстраивать коммуникации. Умение быстро усвоить информацию. Если люди могут общаться с такой скоростью, значит и информацию они могут усваивать так же быстро. Просто пока мы не умеем этого делать. Умение концентрироваться на чем-то и в то же время не забывать о чем-то общем. Я не верю в то, что везде будут роботы. Они, конечно, будут, но только в помощь человеку. Они не смогут его заменить.


Беседовали Марина Рашковская, Екатерина Спиринцова (Кейс-Клуб УрГЭУ Top DOG)

Нина Владимировна Феодосиади

Руководитель Акселератора УрФУ, директор Центра трансфера технологий и предпринимательства УрФУ

В 2002 г. окончила факультет экономики и управления УГТУ-УПИ по специальности «экономист-математик». В 2003-2012 гг. прошла ряд программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в Урало-Сибирском институте бизнеса, Высшей экономической школе (Екатеринбург), СПбГУ и Открытом университете Великобритании.

Работала в малом и среднем бизнесе, в промышленности. Имеет опыт разработки и реализации собственных бизнес-проектов, в том числе создания и реконструкции производственных предприятий и привлечения инвестиций.