Лучшие художественные фильмы про ДНК и генную инженерию — Россия будущего: 2017 → 2035

Лучшие художественные фильмы про ДНК и генную инженерию

Лучшие художественные фильмы про ДНК и генную инженерию

Сегодня «День ДНК» — праздник, установленный в честь публикации 25 апреля 1953 года в журнале «Nature» трёх статей, посвящённых открытию этой молекулярной структуры. Возможность влиять на код ДНК подарила безграничные возможности генной инженерии и породила множество прикладных проектов. Генетические тесты, клонирование, генномодифицированные продукты и многое-многое другое…

Разумеется, такие сенсационные события десятилетиями вдохновляют кинорежиссёров и вызывают интерес у миллионов зрителей.

В День ДНК мы публикуем подборку наиболее выдающихся и ярких фильмов, связанных с экспериментами над генами и природой человека. Пусть вас не смущает трагический пафос большинства из них. В основе художественного повествования всегда лежит драма или конфликт. Нам кажется гораздо более важным, что на примере этих конфликтов кинематограф подробно рассказывает, в каком направлении движется современная наука и каких открытий нам стоит ждать от неё в будущем.

Пророчества о генной инженерии

Писатели-фантасты предсказали эксперименты с генами задолго до того, как они стали возможны.

Остров доктора Моро

Первым был отец европейской фантастики Герберт Уэллс. В романе «Остров доктора Моро», увидевшем свет в 1896 году, автор описал учёного, который передал человеческие черты (прямохождение, речь) животным разных видов. Уэллс утверждает, что доктору Моро удалось добиться таких результатов благодаря вивисекции, но глубинное скрещивание видовых свойств стало возможным лишь после открытия ДНК.

Например, китайские учёные недавно внедрили человеческие гены 300 молочным коровам, чтобы они давали молоко, более близкое по химическому составу грудному человеческому. А американские генетики уже выращивают и продают грэппл – фрукт, который выглядит, как яблоко, со вкусом винограда.

Роман «Остров доктора Моро» экранизировали трижды: в 1932 году Эрл Кентон под названием «Остров потерянных душ», в 1977 году Дон Тейлор и 1996 году Джон Франкенхаймер под его родным именем.

Мы советуем посмотреть последнюю экранизацию 1996 года. Во-первых, в ней доктор Моро в исполнении Марлона Брандо предстаёт уже генным инженером. Во-вторых, фильм претендует на более глубокое, чем первые экранизации, философское осмысление проблемы возможных границ научного познания, конфликта инстинктов и разума в человеке, неизбежности противоречий в отношениях между творениями и их Творцом.

Отдельно нужно отметить, что фильм поднимает проблему конфликта «высокой» и «низовых» культур. Существа, созданные доктором Моро, своим поведением и внешним видом напоминают неандертальцев или жителей полупервобытных закоулков планеты. Казалось бы, белые люди превосходят их своими научными знаниями и способностью к отвлечённым рассуждениям, но в тоже время все эти блага цивилизации приносят жертвам экспериментов Моро только лишь насилие и рабство. Наиболее мудрый из них признаётся в финале: «Мы должны остаться теми, кто мы есть, а не теми, кем пытался сделать нас Отец. Ходить на двух ногах очень тяжело. Может, на четырёх всё-таки лучше».

Правды ради надо сказать, что «Остров доктора Моро» Джона Франкенхаймера провалился в прокате и не получил положительных отзывов кинокритиков. Но всё же у этого фильма есть заметная армия поклонников. Они уверены, что он оказался непонят современникам.

Собачье сердце

Герберту Уэллсу наследовал, а возможно и подражал, великий русский классик Михаил Булгаков.

Мы можем допустить, что Михаил Афанасьевич был знаком с «Островом доктора Моро» по двум причинам: во-первых, в России конца XIX – начала XX века были очень популярны романы Герберта Уэллса, а во-вторых, в повести Булгакова «Роковые яйца» напрямую упоминается этот английский фантаст. Ассистент профессора Персикова, воодушевляя патрона, говорит: «Вы понимаете, Владимир Ипатьевич, герои Уэллса по сравнению с вами просто вздор…».

Профессор Преображенский Булгакова из повести «Собачье сердце», действительно, оказывается удачливее доктора Моро Уэллса. Последнему удавалось привить животным лишь отдельные людские черты, профессор Преображенский создаёт из собаки точную копию человека, передав ей к тому же привычки и устойчивые навыки донора. По версии Булгакова такого эффекта Преображенский добивается благодаря пересадке псу гипофиза и семенных желез умершего человека. Сегодня мы знаем, что индивидуальные различия людей во многом связаны с их ДНК.

Современные ученые утверждают, что такие черты характера человека, как интеллект, азарт, сексуальная ориентация, общительность, любовь к музыке и даже склонность к ожирению определяются во многом его генами.

И всё-таки эксперимент профессора Преображенского оборачивается провалом: по итогам операции добрейший пёс превращается в наглого тунеядца и агрессивного хама Шарикова. Именно благодаря унаследованным от кабацкого балалаечника личным качествам.

Повесть Булгакова дважды экранизировалась: в 1976 году итальянским режиссёром Альбертo Латтуада и 1988 году российским режиссёром Владимиром Бортко. Мы советуем вам посмотреть отечественную экранизацию: именно в ней неспособность улучшить человеческую природу научными методами приобретает черты едкой сатиры над любыми попытками изменить общество путём активных социальных экспериментов.

День триффидов

В 1951 году британский писатель Джон Уиндем опубликовал фантастический роман «День триффидов», который может быть интересен российским читателям ещё и потому, что был переведён на русский язык Аркадием Стругацким.

Роман описывает, как современная цивилизация гибнет из-за странного астрономического явления, разрушительный эффект которого оказался многократно умножен в результате опасных экспериментов учёных и экономистов. Скрестив в лабораториях семена нескольких видов, люди создали триффитов – крупные хищные растения, способные питаться плотью живых существ. Из триффитов можно добывать исключительно ценное масло, поэтому их начинают разводить, соблюдая, казалось бы, все необходимые меры предосторожности. Как только мимо Земли пролетает комета, свет которой вызывает слепоту у каждого, кто её видел, триффиты вырываются на свободу и оказываются хозяевами планеты.

Первые опыты генной трансформации сельскохозяйственных растений были проведены в 1982 году. Сначала они ставились на петунье, через пять лет после этого прошли первые полевые испытания генетически модифицированного помидора, устойчивого к вирусным заболеваниям. С 1996 году началось коммерческое использование генетически модифицированных растений – с тех пор количество сельскохозяйственных площадей, засеваемых «измененной» кукурузой, соей, хлопком выросло в 25 раз.

Роман «День триффидов» экранизировался трижды: в 1962, 1981 и в 2009 годах. Сейчас Майк Ньюэлл – автор фильма «Гарри Поттер и кубок огня» – готовит его новую постановку.

Мы советуем вам посмотреть самый ранний фильм 1962 года, снятый режиссёрами Стивом Секели и Фредди Фрэнсисом. Эта картина считается классикой мирового развлекательного кинематографа и она убедительно показывает, насколько хрупким может оказаться мир людей перед натиском безжалостных и раснодушных сил природы.

Фильмы об экспериментах с ДНК

После открытия ДНК Френсисом Криком и Джеймсом Уотсоном, эта тема стала открыто появляться в мировом кинематографе. Мы отобрали три наиболее показательных, на наш взгляд, фильма, сюжет которых строится вокруг генной инженерии.

Муха

Фильм «Муха», снятый 1986 году режиссёром Дэвидом Кроненбергом, по сей день занимает 42 место в списке 500 лучших фильмов ужасов по версии сайта IMDb (Internet Movie Database). Формально это римейк одноимённой картины, снятой в 1958 году Куртом Нойманном. Но фильм Кроненберга получился гораздо динамичнее, интереснее и глубже.

По сюжету учёный Сет Брандл проводит эксперимент по телепортации, в ходе которого в камере вместе с ним оказывается муха. В итоге гены насекомого и человека оказываются объединены, что приводит к необратимым мутациям организма человека. Интересно, что поначалу Брандл воспринимает свойства, заимствованные у насекомого – силу, выносливость, отсутствие моральных ограничений – как дар и исправление ущербной людской природы.

Генные эксперименты на людях сегодня запрещены, но в 2011 году американские и швейцарские биологи из Федеральной политехнической школы в Лозанне (Швейцария) вывели породу мышей, которые оказались в два раза быстрее и выносливее своих «обычных» родственников и стали менее чувствительными к холоду.

Парк Юрского периода

В 1993 году Стивен Спилберг выпускает на экраны фильм «Парк Юрского периода». По сюжету картины учёные находят ДНК динозавров в комарах, увязнувших в древесной смоле в доисторическое время, и с помощью генных технологий возвращают древних животных к жизни.

При всей внешней невероятности подобной истории, современная наука допускает её гипотетическую возможность. В 2011 году картина «Парк Юрского периода» даже вошла в список наиболее достоверных научно-фантастических фильмов по версии NASA.

Попытка совместить под одной крышей исследовательский центр и развлекательный парк, показывающий туристам динозавров, оборачивается кровавой катастрофой. Научный прогресс не приводит к улучшению человеческих нравов, и это благое начинание становится жертвой людского коварства и алчности.

Также фильм «Парк Юрского периода» предлагает задуматься зрителям над тем, что эволюционное превосходство, которым обладает человек – не дар, а заслуга, которую он должен быть готов подтвердить в любой момент.

Прометей

В 2012 году режиссёр Ридли Скотт снял фильм «Прометей». Эта картина стала приквелом его более ранних фильмов «Чужой» и «Чужие» и положила начало новой кинематографической серии. В 2017 году в прокат выходит её вторая часть «Чужой: Завет».

По сюжету картины археологи находят на Земле в разных местах и на разных культурных слоях исторических раскопок карту одной звёздной системы. Эксцентричный миллиардер отправляет к ней космическую экспедицию. Прибыв на место, исследователи обнаруживают планету с остатками инопланетян, чей код ДНК практически совпадает с ДНК людей.

Получается, жизнь на Земле возникла благодаря этим существам, «Создателям». Но зачем они это сделали? Всегда ли творцом движет благая мотивация и так ли уж неизбежно научное развитие приводит к развитию филантропи? Ридли Скотт даёт на эти вопросы весьма пессимистичные ответы.

Создатели принесли жизнь на Землю в сугубо утилитарных целях, они не планировали заботиться о людях, а наоборот, хотят использовать их в своих дальнейших генетических экспериментах. А вершиной органической эволюции во вселенной оказывается «Чужой» – кровожадный монстр и идеальный убийца.

Теория попадания жизни на Землю изве пока не имеет каких-либо убедительных доказательств. Но с 2016 года NASA проводит эксперименты с ДНК на борту МКС. В числе прочего, учёные наблюдают, к каким изменениям в геноме может привести длительная жизнь в космосе.

Фильмы про клонирование

5 июля 1996 года стараниями учёных Рослинского института (Шотладия) Яна Вилмута и Кита Кэмпбелла на свет появилось первое клонированное млекопитающее – овца Долли. Долли прожила 6,5 лет, оставила после себя 6 ягнят и была усыплена в 2003 году из-за болезни. Это открытие перевело вопрос о возможности и моральной допустимости клонировния человека из сугубо научной плоскости в общественно-политическую.

6-й день

Фильм «6-й день» режиссёра Роджера Споттисвуда с Арнольдом Шварценеггером в главной роли вышел на экраны 17 ноября 2000 года. Его герои живут в мире, где клонирование животных стало обыденной практикой, но на клонирование людей наложен запрет. Главный герой – пилот Адам Гибсон – становится жертвой заговора подпольных учёных, которые зарабатывают и плетут политические интриги, нарушая запрет на клонирование себе подобных.

Этот фильм можно было бы считать совсем проходным, если бы не одна деталь: в нём интересно преподносится проблема личности человека. По версии создателей, личность – всего лишь набор информации, которая может быть записана на любом цифровом носителе и потом перенесена в любое другое тело. По ходу действия фильма почти каждый его герой проходит через подобную процедуру «перезагрузки».

Остров

Проблеме гражданских прав клонов посвящён фильм «Остров» режиссёра Майкла Бэя, увидевший свет в 2005 году.

Картина рассказывает о людях, которые живут в современном высокотехнологичном бункере. По легенде, они выжили в глобальной катастрофе и вынуждены участвовать в лотерее, победители которой отправляются на райский остров – последнее место, пригодное для жизни на Земле.

В какой-то момент герои с ужасом узнают, что они – копии реальных людей и живут на ферме клонов до того момента, пока их спонсорам не понадобятся органы для пересадки или тело для суррогатного оплодотворения. Разумеется, подобный бизнес противозаконен. Поэтому, когда клоны начинают бороться за своё спасение, корпорация, которой они принадлежат, делает всё возможное, чтобы защитить секреты своего бизнеса.

В фильме проводится параллель между судьбами клонов и борьбой чернокожих американцев за свои права. Идеология картины сводится к утверждению, что расширение границ науки мало чем отличается от расширения географических границ цивилизованного мира, если речь идёт о свободе человеческой личности.

Луна 2112

Пожалуй, лучшим фильмом о судьбе клона можно назвать картину «Луна» 2009 года режиссёра Данкана Джонса.

Сэм Белл — инженер, в одиночку несёт трёхлетнюю вахту на лунном горнодобывающем комплексе. Единственный его собеседник – робот Герти, который помогает Сэму и следит, чтобы он точно выполнял корпоративные инструкции. В какой-то момент после чрезвычайного происшествия на станции оказывается два Сэма – два идентичных человека с одинаковыми воспоминаниями и планами на жизнь. Только один из них ждёт, что его вахта вот-вот кончится, а второй думает, что только что на неё заступил.

Фильм показывает, насколько уязвим человек, если оказывается заложником корпоративной бюрократии и прагматизма с одной стороны и бездушного автоматизма робота – с другой.

ДНК и сериалы

Как только генные технологии стали привычной реальностью, информация о них проникла в телесериалы, где они начали играть роль декораций социальных конфликтов и драм.

«Хорошая жена». Серия «Дорогой Бог»

3 серия 6 сезона сериала о жизни американских юристов «Хорошая жена» (вышла в эфир 5 октября 2014 года) рассказывает о конфликте между крупной сельскохозяйственной корпорацией и мелким фермером.

Фермер нарушил договор с корпорацией, когда стал утаивать часть генномодифицированных семян с каждого своего урожая для последующей высадки. Фильм показывает, что переход от традиционного частного землепользования к новым стандартам глобальной аграрной экономики может быть очень болезненным. И люди, которые могут стать его жертвами, нуждаются сегодня в квалифицированной защите.

То, что такие проблемы – не выдумка, подтверждает активное сопротивление распространению генномодифицированых растений со стороны фермеров во многих странах. Например, об угрозе, которая исходит от сельскохозяственных корпораций, рассказывает в своей лекции Борис Акимов – создатель фермерского кооператива Lavka.Lavka.

«Миллиарды». Серия «Хорошая жизнь»

5 серия 1 сезона сериала о жизни международный трейдеров «Миллиарды» (вышла в эфир 14 февраля 2016) посвящена расследованию прокуратурой Южного округа Нью-Йорка биржевых махинаций. В ходе расследования сыщики выясняют, что инсайдерская информация об успешном испытании пищевой добавки для коров, позволяющей лучше переваривать генномодифицированную кукурузу, переданная за день до официальной презентации итогов исследования, дала возможность брокерам заработать на акциях фармацевтической компании лишние 89 000 000 долларов.

Фильм «Миллиарды» показывает, как генная инженерия и венчурный характер её развития играют на руку миру глобального капитала.

«Элементарно». Серия «Из чего сделаны сосиски»

8 серия 5 сезона сериала «Элементарно» – современного римейка истории о Шерлоке Холмсе  (вышла в эфир 27 ноября 2016) – рассказывает об убийстве, спровоцированном исследованиями по созданию искусственного мяса.

Генетик-веган выращивал искусственное мясо, по вкусу неотличимое от натурального, одержимый идеей защитить животный от жестокой смерти. Но он становится жертвой алчности своих нечистоплотных партнёров.

Photo: Elementary/CBS, Acquired From CBS Press Express

В фильме удачно показано, какие коллизии могут спровоцировать генные открытия, когда попадают в сферу интересов традиционных религий. Холмсу приходится даже собирать консилиум, состоящий из иудейских и исламских богословов, чтобы решить, подпадает ли генномодифицированное мясо под запреты халяля и кашрута или нет.

По данным на февраль 2017 года, за последние 48 месяцев искусственное мясо подешевело в 30 000 раз. Раньше бургер с ним стоит 300 000$ долларов, а теперь – всего 10$. Один из ведущих мировых стартапов, специализирующихся по этой теме – израильская компания SuperMeat – зарабатывает на создании кошерной куриной печени.