Авиадайджест: Быстрее, выше, дешевле — Россия будущего: 2017 → 2035

Авиадайджест: Быстрее, выше, дешевле

Авиадайджест: Быстрее, выше, дешевле

Если на земле люди начинают массово пересаживаться в электромобили, то в небе инженеры лишь делают первые шаги в переводе лайнеров на электротягу. Мировые медиа уверены, это позволит не только повысить экологичность авиаперевозок, но и сделать их доступными для всех

В начале мая есть сразу несколько дат, знаковых для гражданской авиации. В мае 1919 года открылась первая пассажирская авиалиния в США. Авиакомпания «Mercury Air Service» совершала рейсы из Лос-Анджелеса в Сан-Диего. А уже двумя годами позже в СССР была открыта первая почтово-пассажирская авиалиния Москва-Орёл-Харьков на самолётах «Илья Муромец». Спустя почти сто лет полеты на самолетах вошли в нашу повседневную жизнь, стали на порядок доступнее и комфортнее. Тем не менее, прогресс не стоит на месте  — авиаинженеры работают над развитием проектов самолетов, которые позволят людям летать еще быстрее и дешевле. Общие тренды развития транспорта также оказали влияние на авиацию – в моде сегодня проекты без использования авиакеросина: на солнечных панелях и электроаккумуляторах. О них мы узнаем подробнее в нашем авиадайджесте.

Вокруг света на солнечных батареях

Самолет на солнечных батареях Solar Impuls 2

Тему перевода летательных средств на солнечную энергию популяризовали швейцарские разработчики. В 2010 продукт их инженерной мысли — самолёт Solar Impulse — взлетел и не садился на протяжении 26 часов, меняя высоту от 1,5 до 8,5 километра. Эта модель стала преддверием разработки усовершенствованного варианта инновационного самолёта Solar Impulse 2, с помощью которого швейцарцы хотели продемонстрировать возможность кругосветного путешествия по воздуху на одной лишь солнечной энергии. Планам было суждено сбыться — полёт стартовал в Абу-Даби в марте 2015 года и был завершён там же в июле 2016 года, правда, с промежуточными посадками в разных городах мира. На преодоление Атлантики воздушному средству понадобилось 70 часов.

Самолет на солнечных батареях SolarStratos

На Solar Impulse 2 работа швейцарцев в освоении новой транспортно-энергетической ниши не закончилась и в декабре 2016 года компания SolarStratos презентовала новый самолёт. Аппарат способен подниматься на высоту до 25 километров и непрерывно пребывать в воздушном пространстве в течение суток. Первый полёт солнечного самолёта SolarStratos анонсирован на 2018 год.

«Tesla в мире самолетов»: стартап в США собирается снизить стоимость перелётов на 80%

От небольших компаний не отстают и гиганты авиаиндустрии. В апреле компания Boeing объявила о создании нового подразделения  по венчурным инвестициям под названием HorizonX. Первыми финансирование получат два стартапа. Один из них – это компания Zunum Aero , которая собирается производить самолеты с электрическим двигателем. Cпециалисты считают, что эта технология может изменить авиаперевозки также, как Tesla Inc. изменила производство автомобилей. Компания Zunum Aero обещает к 2030 году спроектировать и построить самолёт размером от 10 до 50 мест с максимальной дальностью полёта в 1600 километров. Это соответствует, например, расстоянию между Москвой и Пермью или Санкт-Петербургом и Волгоградом.

Zunum Aero, основанная в 2013 году, занимается разработкой самолёта с гибридным двигателем. Со временем компания ставит перед собой задачу создать самолёты, которые будут использовать только батареи – им вовсе не нужно будет топливо.

На керосин приходится большая часть затрат на перелёты у современных авиакомпаний – в итоге стоимость полёта снизится на величину от 40% до 80%, соответственно будет падать и цена билетов, пишет Tech Crunch.

Скорее всего именно так будут выглядеть электросамолеты Zunum

Снижение шума в окрестностях аэропортов на 75% позволит изменить весь авиабизнес. Самолеты Zunum Aero по планам, смогут использовать более маленькие аэропорты, что также снизит затраты перевозчиков. «Электролёты» будут дешевле «подвозить» пассажиров в большие хабы и в этот отношении заменят более медленный наземный транспорт. Время авиапутешествий снизится из-за перераспределения потоков.

В Zunum Aero, наряду с Boeing, уже инвестировали представители американского лоукостера JetBlue Airways. Представитель венчурного подразделения перевозчика в интервью Bloomberg высказал мнение, что электрический двигатель у самолётов изменит региональные авиаперевозки также, как Tesla Inc. изменила производство автомобилей. Forbes напоминает, что стоимость компании Tesla уже превысила стоимость Ford. По мнению журналистов, стоимость Zunum Aero в перспективе может превысить стоимость Boeing. Сейчас авиагигант не конкурирует на рынке таких маленьких самолётов для местных линий.

 Проект электросамолета Airbus

При этом отмечается, что своей инвестицией в стартап Boeing не начинает, а присоединяется к гонке, цель которой — создание самолёта на альтернативном топливе. Ранее свой проект электросамолета презентовали конкуренты Boeing – корпорация Airbus.

Электрическое аэротакси Lilium Jet совершило первый полет

Проекты электросамолетов от гигантов авиаиндустрии пока только оформляются на бумаге, но в мире уже есть множество примеров работающих прототипов. Пока они концентрируются на небольшом формате. О доступном аэротакси, которое может доставлять пассажиров практически в любое место, говорят уже давно. Темой интересуются игроки рынка перевозок, как, например, сервис заказа такси Uber, который уже объявил о планах создать экологически чистый летающий электротранспорт. Они даже показали свою концепцию электросамолетов. Кроме того, в настоящий момент DARPA занимается разработкой экспериментального летательного аппарата под названием VTOL X-Plane.

 Проект электросамолета от американских военных разработчиков

Но успехи независимых игроков пока выше — прототип от компании Lilium Jet уже практически готов к пассажирским перевозкам. Электротакси успешно совершило свой первый полет на испытательном аэродроме, показав отличные летные характеристики, экологичность, небольшие затраты и безопасность таких перемещений.

 Электрическое аэротакси Lilium Jet

Инженеры из Lilium подсчитали, что полет по Нью-Йорку на аэротакси обойдется практически в два раза дешевле, чем езда на простом Yellow Cab или Uber. Долететь из Манхэттена до аэропорта Кеннеди можно будет за $36, против тарифа обычного такси – $56-73. При этом время полета составляет 5 мин., а езды 55 мин. Такая разница во времени впечатляет, да и ценник тоже.

Чтобы понять почему электросамолет безопасен требуется разобраться в его устройстве. В движение Lilium Jet приводя 36 электро-турбин, которые позволяют совершать вертикальный взлет и посадку, работая наподобие большого квадрокоптера. В случае отказа даже нескольких из них, транспорт сможет легко совершить экстренное приземление. Об это проинформирует бортовой компьютер. В крайнем случае сработает парашют, который плавно опустит даже полностью заглохшее летающее такси.

Фрагмент презентации Lilium Jet, посвященный безопасности концепта

Что касается летных характеристик, то максимальное расстояние – 300 км, скорость полета тоже 300 км/ч. Маневренность Lilium Jet благодаря вращающейся системе турбин очень высокая и позволяет без труда преодолевать любые препятствия в городских условиях. В пассажирской кабине помещаются 4 человека плюс пилот.

Первое успешное тестирование уже состоялось, следующее в планах компании – это реальный платный полет и дальнейшее расширение парка аэротакси.

Опытный образец Lilium Jet

Преимуществом такого передвижения является практически отсутствие инфраструктуры типа дорог, АЗС и прочего. Достаточно несколько общих стоянок с центральным пультом управления, где электросамолеты будут заряжаться и ждать вызовов.

Электросамолет Siemens установил рекорд скорости

Электросамолет Siemens Extra 330LE

Экспериментальные версии электросамолетов даже ставят рекорды. Прототип электрического самолета Extra 330LE, разработанный компанией Siemens, в ходе тестового полета установил новый мировой рекорд скорости для летательных аппаратов такого класса. Об этом сообщает CBS News.

Кроме того, данный самолет стал первым в мире электрическим самолетом, выполнившим процедуру буксировки планера на заданную высоту. Двигатель электросамолета Extra 330LE выдает 260 кВт мощности при весе в 50 килограммов, при этом самолет весит всего порядка 1000 килограммов. Полет с установлением новых рекордов прошел еще 23 марта нынешнего года. Самолет взлетел с аэродрома Dinslaken Schwarze Heide Airfield в Германии и, пролетев 3 километра, развил скорость 337,5 километров в час. Потом самолет протащил на буксире планер и поднял его на высоту в 600 метров за 76 секунд. Управлял самолетом пилот Уолтер Экстра.

В Китае успешно завершились испытания самолета на водородном топливе

Китайский проект электросамолета RX1E

Не отстает и Китай, который предложил свой вариант топливообеспечения самолета. В Поднебесной был проведен успешный испытательный полет самолета на водородных топливных элементах. Во время испытаний самолет достиг высоты в 320 м над землей. Об этом сообщают местные СМИ. Ученые из провинции Ляонин разработали воздушное судно на базе двухместного электрического китайского самолета RX1E. Тестовый полет машины с водородным топливным элементом состоялся в городе Шэньян. Отмечается, что водородный топливный элемент способен вырабатывать мощность в 20 кВт. За счет этого получают питание бортовые системы самолета, электромотор, а также ведется подзарядка аккумуляторов.

Российские ученые займутся созданием аналога российского электросамолета

Концепт электросамолета

Безусловно, Россия не остается в стороне от разработок электросамолетов. В России в национальном исследовательском центре «Институт имени Н. Е. Жуковского» появится летающая лаборатория, которая займется отработкой силовой установки для перспективного электрического самолета. Эта же лаборатория будет разрабатывать новейшие образцы авиационных комплектующих, которые будут эффективнее своих нынешних аналогов. Как сообщает «ТЭКНОблог» со ссылкой  генерального директора центра Андрея Дутова, планируется, что совместными усилиями будут создаваться новейшие образцы авиационной техники, которые на 10-15% окажутся эффективнее, чем предыдущие разработки. Между тем, считает он, серьезных достижений в этой области быстро получить не удастся — не раньше, чем в середине или конце следующего десятилетия, когда может случиться новый прорыв в области авиационных инноваций. По мнению Дутова, «с использованием имеющихся технологий получить эти цифры практически невозможно — все ждут новой технологической революции в 2025-2030 годы, но готовиться к ней необходимо уже сегодня».